Герой Социалистического труда, инженер, который в годы Великой Отечественной войны восстановил первое крупное сооружение – Ложкинский мост – Андрей Михайлович Черкесов родился 22 октября 1905 года в селе Зайцево Белевского района Тульской области в крестьянской семье.
В возрасте 14 лет он остался без матери. Два года скитался беспризорником. Однако в начале 1920-х годов оказался под Петроградом в совхозе на станции Саблино. Здесь юноша начал трудиться и по путевке комсомола был отправлен учиться на рабфак. С 1924 года работал на железной дороге, затем на кожаном заводе.
В 1930-ом поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. В годы учебы на практике работал на укладке стальной магистрали Забайкальской желдороги, возведении моста через канал Москва-Волга в Химках. В 1935-ом защитил диплом по теме «Проект виадука Байкало-Амурской магистрали».
После учебы работал мостовым мастером, замначальником 7-й дистанции пути Московско-Донецкой желдороги, затем старшим инженер-диспетчером заместителем начальника технического отдела Народного комиссариата путей сообщения СССР. В октябре 1938 года Черкесов был назначен начальником мостового отдела Центрального управления пути НКПС.
21 июня 1941 года Андрей Михайлович прибыл в командировку во Львов. В первые дни войны сумел выехать из города и осенью он работал в Саратове, куда эвакуировался наркомат. В июне 1942 года инженер Черкесов был назначен первым заместителем начальника отдела мостов и тоннелей.
В декабре 1942-го, когда исход Сталинградской битвы был ясен, Государственный Комитет Обороны принял постановление о срочном восстановлении моста через Дон для ускорения переброски войск на запад. Строить нужно было Ложкинский или Чирский мост через реку Дон около города Калач и хутора Ложки. Там гитлеровцы, отступая, уничтожили полностью 11 пролётов транспортного перехода общей длиной 725 метров. На возрождение стратегически важного моста было отведено 52 дня. Работами постоянно интересовалась Ставка Верховного Главнокомандования, начальником производственного отдела на стройке №500 назначили Андрея Черкесов.
Работы велись в сложных условиях, долгое время строительство было полностью отрезано от действующих линий, стояла суровая зима, часто налетала вражеская авиация. 6 марта 1943 года во время испытания обкаточным паровозом восстановленного моста крупная бомба попала и разрушила девятую опору. В воду рухнули два 55-метровых пролёта. От бомбёжки погибло 102 человека. Среди погибших и раненых был и талантливый инженер Васильев, и начальник производственного отдела Черкесов. 9 марта Андрей Михайлович скончался в госпитале.
Похоронены они на месте гибели, на берегу современного Цимлянского водохранилища, рядом с братской красноармейской могилой. На обелиске позже написали: «Здесь похоронены Герои Социалистического Труда А.А. Васильев и A.M. Черкесов».
5 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Черкесову Андрею Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» (посмертно).
…А мост самоотверженные советские люди восстановили в кратчайшие срок – через 16 дней после адской авиационной атаки по нему пошли первые эшелоны. Ложкинский мост стал первым крупным сооружением, который удалось возродить еще в годы Великой Отечественной.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу