Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады

386

Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Краснознамённый Балтийский флот. Оборона Ленинграда. «Морской охотник» выходит на поиск подводных лодок противника. Архив. Фото: Алексей Межуев / РИА Новости

К началу сентября 1941 года бои шли на ближних подступах к городу Ленинграду. Его потеря означала в том числе и гибель Краснознаменного Балтийского флота, уже не говоря о населении самого города.

3 сентября Военный совет обороны Ленинграда под председательством Ворошилова принимает решение о минировании 58 500 городских объектов, включая весь подвижной состав, все электростанции, железнодорожные депо, телеграфные и телефонные станции, установки водоканала, мосты. План автоматически распространялся в т.ч. на объекты Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, корабли и суда Наркоматов ВМФ, морского и речного флотов.

13 сентября в Ленинград пришла Директива Ставки ВГК Военному совету Ленинградского фронта об утверждении плана мероприятий по уничтожению Балтийского флота, подписанная по поручению Ставки Верховного Главнокомандования начальником Генерального штаба Б. Шапошниковым и наркомом ВМФ Н. Кузнецовым.

Вся акватория Невы и Невской губы делилась на четыре района, а схема связи включала в себя таблицу условных сигналов. Так, «Резеда» — это сигнал к началу расстановки объектов, «Хризантема» — начало уничтожения и затопления объектов, «Тюльпан» — отменительный.

Противник не располагал сведениями о Директиве. Он надеялся на захват Ленинграда и Кронштадта с их судостроительными и судоремонтными заводами и, естественно, всех кораблей, катеров и судов КБФ. При этом германское морское командование считало возможным прорыв советского флота в Швецию для интернирования. Поэтому попыталось этого не допустить. С 17 по 25 сентября гитлеровцы усилили минное поле у мыса Юминда в Финском заливе, поставив дополнительно еще тысячу мин и минных защитников. А 24 сентября в Або-Аландские шхеры прибыла из Германии эскадра, состоявшая из линейного корабля «Тирпиц» (однотипный с «Бисмарком», уничтоженным союзниками в мае 1941 года), тяжелого крейсера «Адмирал Шеер», двух легких крейсеров, шести эскадренных миноносцев, четырех тральщиков и 10 катеров.

Все эти мероприятия оказались напрасными. Краснознаменный Балтийский флот не собирался покидать Ленинград и Кронштадт.

Часть же наших плавсредств действительно ушли в октябре 1941 года в Швецию из-за невозможности прорыва к Ленинграду через Финский залив. Это три тральщика (ТЩ), восемь транспортов (ТР), 20 буксиров и около 600 шхун и мотоботов. Германия потребовала выдачи этих судов и их экипажей, но власти Швеции отказали Берлину. Советские военнослужащие оказались в шведском лагере для интернированных лиц № III, действовавшем в 1941–1944 годах около Бюринге. Он находился в ведении Секции интернированных лиц, которая являлась структурным подразделением Отдела противовоздушной обороны Главного штаба обороны Швеции.

Надводные силы. Надводные корабли и катера

В это тяжелое время советский флот предпринимал все, что было возможно для обороны города. Во второй половине сентября 1941 года продолжались ожесточенные бои и на сухопутном фронте, и в воздухе. Германская авиация сначала наносила бомбовые удары по переднему краю обороны и лишь периодически по объектам в самом городе, а также кораблям, поддерживающим войска из района Ленинградского порта.

С 19 сентября начались систематические налеты авиации противника и на Главную базу КБФ. Они не помогли. Хотя потери у флота были тяжелые. Достаточно вспомнить про потопление 23-го в Кронштадте одним Ju-87 из эскадры «Иммельман» 1000-килограммовой бомбой советского линкора «Марат».

27 сентября 1941 года германское командование окончательно отказалось от штурма Ленинграда. Ставка делалась на блокаду города и создание второго кольца блокады, но уже восточнее Ладожского озера, где планировалось соединение германских и финляндских войск. Но в конце ноября советские войска перешли в контрнаступление на Тихвинском участке фронта, а в начале декабря — на Волховском. Таким образом, прямой захват Ленинграду уже не грозил, перестал быть актуальным план уничтожения КБФ.

Флот уцелел и сыграл огромную роль в удержании блокадного Ленинграда и Кронштадта. Не смог враг взять и Ораниенбаумский плацдарм. Его морская пехота удерживала с октября 1941 по январь 1944 года!

Бывший германский генерал К. Типпельскирх впоследствии писал:

«…Не удалось также вытеснить с материка русские войска, состоявшие главным образом из морской пехоты, которые с целью защиты Кронштадта удерживали в районе Ораниенбаума и западнее плацдарм 50 км шириной и 25 км глубиной». Среди морских пехотинцев, оборонявших пятачок, находились и бойцы 1-й особой бригады, которые ранее занимали оборону на острове Гогланд и отличились при обороне Таллина». Именно с этого плацдарма началась знаменитая операция «Январский гром», которая завершилась полным снятием блокады Ленинграда.

В операции по полному снятию блокады участвовали двести 100−406-миллиметровых морских орудий, включая орудия главного калибра следующих кораблей:

  • 305-мм орудия линейного корабля «Октябрьская революция» и бывшего «Марата», восстановленного как плавбатарея после атаки немецкой авиации,
  • 203-мм орудия недостроенного тяжелого крейсера «Петропавловск» (бывший немецкий Lützow, купленный в 1940 году),
  • 180-мм орудия легких крейсеров «Киров» и «Максим Горький».

Один только недостроенный крейсер «Петропавловск» в ходе операции выполнил до 23 января 31 артиллерийскую стрельбу и выпустил 1036 снарядов!

Таким образом, при прорыве «неприступного Северного вала», как называли немцы свою оборону под Ленинградом, усиленную тяжелыми орудиями, гаубицами и мортирами калибра 210 мм и более, самую серьезную роль сыграла наша морская артиллерия. Всего в январе 1944 года она выполнила 625 боевых стрельб только при подавлении артиллерийских батарей врага. Это 62,3% от общего числа стрельб.

Кроме того, корабельные орудия задействовали для выполнения следующих огневых задач:

  • нейтрализация КП, штабов и узлов связи;
  • разрушение узлов сопротивления (дот, дзот);
  • нарушение узлов коммуникаций и железнодорожных станций;
  • уничтожение живой силы и военной техники.

Но не только такие задачи стояли перед боевыми кораблями и катерами КБФ.

Вел флот в 1941-1944 гг. и наступательные действия.

Первый мощный удар по врагу был нанесен почти сразу после начала блокады — 13 сентября 1941 года. Тогда на минах типа М-26, выставленных 5 августа 1941 года сторожевыми кораблями «Циклон» пр. 2 и «Снег» пр. 39 на подходах к острову Утё, подорвался и затонул финский броненосец береговой обороны «Ильмаринен». Он шел под флагом командующего Прибрежным флотом ВМС Финляндии капитана 1-го ранга Э. Рахола и участвовал в проведении операции «Нордвинд». Из находившихся на броненосце 403 человек было спасено из воды 132, в том числе командующий флотом и командир корабля (капитан 2-го ранга Р. Гёрансон).

Погибших - 271 человек.

Торпедные катера (ТКА) нарушали коммуникации противника и обороняли собственные. И если атаки торпедных катеров в 1941–1942 годах были малоэффективными и немцы потеряли только один противолодочный корабль UJ-1216 (299 брт), то в 1943 году ТКА себя проявили в Финском заливе.

Самый крупный успех выпал на долю ТК-94 типа Г-5 под командованием старшего лейтенанта Василия Марковича Жильцова, ставшего в 1944 году Героем Советского Союза. Он двумя торпедами потопил 23 августа 1943 года финский минный заградитель Riilahti (311 т).

Разобраться с потерями противника на минах очень сложно. И наши, и вражеские минные заграждения 1941–1943 годов часто находились рядом. Точно установлена гибель 11 июля 1943 года на минах торпедных катеров у острова Большой Тютерс германской тяжелой плавбатареи SAT-1 «Ост»; нескольких тральщиков получили повреждения от подрыва на минных заграждениях. В последние годы при обследовании затонувших кораблей и судов противника выяснилось, что они затонули в Финском заливе не на своих минах, как указывали иностранные источники ранее, а на советских.

 

Подводные силы

Успехи балтийских подводников в 1941 году оказались, к сожалению, незначительными по ряду причин. Обстановка на морском театре военных действий резко ухудшилась в связи с захватом Германией южного берега Финского залива и созданием мощных минных позиций, а также из-за выхода войск противника к предместьям Ленинграда. Операционная зона флота сократилась до предела. Советские корабли и базы находились под ударами не только авиации, но и артиллерии врага. Вдобавок морское командование Германии предприняло весной 1942 года ряд мер по усилению блокады Балтфлота. Для этого в базы и порты Финского залива были подтянуты минно-тральные и противолодочные силы, стали наращиваться минные заграждения, которые состояли из нескольких линий гальваноударных, антенных и донных мин. Кроме того, минные позиции были усилены противолодочными сетями и минными защитниками. На побережье Финского залива и островах противник создал специальные посты наблюдения и шумопеленгаторные станции (ШПС). Все это было направлено на борьбу с советскими субмаринами, но им удалось прорваться.

В летнюю кампанию 1942 года одной из главных задач, поставленных Ставкой ВГК перед Балтийским флотом, было нанесение максимального урона перевозкам противника.

Героически себя проявила Щ-317 (командир — капитан-лейтенант Н. К. Мохов). Она первой прорвалась на вражеские коммуникации и торпедировала четыре судна:

  • финский ТР «Argo» (2513 брт), груз — калийная соль;
  • шведский ТР «Ada Gorton» (2399 брт), груз — 3700 тонн железной руды;
  • германский ТР «Otto Cords» (906 брт);
  • датский ТР «Orion» (2405 брт), в балласте.

К сожалению, после этого Щ-317 пропала без вести со всем экипажем (43 человека). Недавно стало известно, что она погибла уже при возвращении, недалеко от базы, подорвавшись на германской мине EMC заграждения «Зееигель 3», поставленном германскими минными заградителями «Кайзер» и «Роланд».

Дважды отличилась в кампанию 1942 года С-12 (командир — капитан 3-го ранга В. А. Тураев). Сначала она при прорыве противолодочного рубежа угодила в противолодочную сеть, выставленную между островом Гогланд и финскими шхерами. Огромные усилия, мастерство и самоотверженность экипажа обеспечили благополучный исход в этой ситуации. Тураеву удалось прорвать сеть, но одна из ее частей зацепилась за кормовые горизонтальные рули. При натяжении сети взорвались три патрона, специально установленные для поражения субмарин. К счастью, эти патроны больших разрушений не причинили. Однако часть разорванной сети намоталась на правый винт, и пришлось ночью всплыть в надводное положение. В темноте два подводника — Сорокин и Киселев — в легководолазных костюмах за четыре часа упорного труда освободили винт, и подводная лодка смогла выйти в Балтийское море. Находясь в боевом походе два месяца, С-12 благополучно вернулась в Кронштадт. На ее счету два германских транспорта, перевозивших в октябре 1942 года отпускников из Финляндии: «Sabine Howaldt» (5956 брт) и H-28 «Malgache» (6903 брт).

Ранее, 20 июля 1942 года, другой германский войсковой транспорт — RO-3 «Aldebaran» (7891 брт) — с частями 7-й горно-стрелковой дивизии торпедировала Щ-303 (командир — капитан 3-го ранга И. В. Травкин).

О тех событиях ярко и убедительно рассказывал Герой Советского Союза И. В. Травкин в своей книге «Всем смертям назло» и на встречах с ветеранами. Вспоминал об огненных подводных милях, которые он прошел в годы Великой Отечественной войны, командуя подводными лодками Щ-303 и К-52. О драматической ситуации 1942 года с Щ-303 он писал: «Тогда казалось, что мы из нее не выпутаемся. После атаки транспорта на нас, словно псы, набросились сторожевики [германские тральщики М-1807, М-1806, М-1805. — Прим. авт.]. Мы уклонялись как могли, но они нас преследовали и бомбили. Взрывы не стихали. От сильного удара на правой электростанции произошло короткое замыкание, возник пожар. Помню, тогда краснофлотец Гримайло голыми руками, обжигаясь, гасил загоревшуюся изоляцию проводов и в то же время выполнял все команды об изменении хода…»

«Долго противник преследовал и бомбил нас, — продолжал Травкин. — Гас свет, сыпалась с подволока пробка, стрелки на приборах метались. Но что характерно: личный состав не дрогнул, никто «труса не праздновал», все держались стойко и быстро выполняли все команды. Да, это был очень тяжелый поход! Когда мы вернулись на базу, даже бывалые подводники буквально обалдели, увидев нашу «старушку»: ободранный, покрытый коричневой ржавчиной корпус, пробитую надстройку, изрешеченный пулями козырек над мостиком, пробоины, вмятины и к тому же свернутый набок форштевень. Да и матросики мои осунулись, побледнели, вроде бы старше стали».

Отличный результат показал капитан 3-го ранга С. П. Лисин, командир С-7. В июле — августе 1942 года он очень успешно «поработал», уничтожив торпедами и артиллерийским огнем четыре судна:

  • шведский ТР «Margareta» (1272 брт), груз — кокс;
  • шведский ТР «Lulea» (5611 брт), груз — 7660 т железной руды;
  • германский ТР «Kate» (1599 брт), штучный груз;
  • финский ТР «Pohjanlahti» (682 брт), груз — картофель.

Пятое судно — германский ТР «Ellen Larsen» (1938 брт) — было обстреляно лодкой из 100-миллиметрового орудия и выбросилось на мель.

Лисину дали звание Героя Советского Союза, а лодка стала Краснознаменной. Но 21 октября 1942 года при следовании в Ботнический залив С-7 была атакована финской подводной лодкой «Vesihiisi». Командир и еще три члена экипажа, которые находились на мостике, взрывом торпеды были выброшены за борт и взяты в плен финнами. Остальной экипаж погиб.

В тот год 13 советских подводных лодок не вернулись с позиций… Но это были не напрасные жертвы! В кампанию 1942 года были торпедированы, успешно атакованы артиллерией, а также подорвались на подлодочных минах три войсковых транспорта, 28 транспортов и шхун, один паром и один танкер. От столкновения с советской подводной лодкой Щ-305 получил тяжелые повреждения финский подводный минный заградитель «Vetechinen».

Самыми результативными ПЛ стали в т.ч. Л-3 и С-7 (по пять побед), Щ-317 (четыре победы), С-13 (три победы). Причем подводный минный заградитель Л-3 (командир — капитан 3-го ранга П. Д. Грищенко) добился высоких результатов, используя и торпедное, и минное вооружение: из пяти судов четыре подорвались и затонули на подлодочных минах типа ПЛТ! Самый крупный из них — германский транспорт Hindenburg (7888 брт) с военным имуществом на борту, включая 36 автомашин; к сожалению, на судне оказались также 1000 советских пленных.

В 1943 году задачи по нарушению коммуникаций противника на Балтике командование КБФ планировало решать силами бригады подводных лодок (26 единиц). Поддерживать техническое состояние находившихся в строю подводных лодок КБФ на должном уровне оказалось довольно сложной задачей в связи с резко увеличившимся расходом моторесурса и возросшим объемом работ, особенно по ликвидации боевых и навигационных повреждений, по установке нового вооружения и оборудования. От прямого воздействия противника все ленинградские заводы работали с большими перебоями, производственная мощность предприятий падала. Порой ремонт ПЛ приходилось выполнять вне территории предприятия, в разных концах Ленинграда.

В бригаде подводных лодок КБФ пришлось создавать две ремонтные группы: в Ленинграде и в Кронштадте. Они совместно с личным составом подводных кораблей выполняли работы по ремонту, которые не требовали заводского оборудования. Очень тяжелое положение создалось с доками. В блокадном Ленинграде пришлось использовать для ремонта подводных лодок даже деревянные доки гражданских организаций (Северо-Западное речное пароходство, Свирьстрой) и спасательное судно «Коммуна» постройки 1915 года. Последнее, кстати, до сих пор в строю и находится на Черном море.

В 1943 году планировалось осуществить развертывание подводных лодок тремя эшелонами. Щ-303 под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга И. В. Травкина из подводных лодок первого эшелона так и не смогла преодолеть сетевое заграждение. В мае 1943 года 20 суток ее преследовали корабли ПЛО. Только необычайное мужество подводников и искусство командира корабля помогли им избежать гибели, несмотря на предательство старшины трюмных Галкина.

Травкин вспоминает: «После атаки конвоя нас очень здорово гоняли противолодочные силы. Бомбили. Взрывы раздавались совсем близко. Одна бомба ударилась о корпус лодки, но, к счастью, не взорвалась. Запасы электроэнергии на исходе. Всплывать надо, но не можем: акустик слышит шумы сторожевиков. Пришлось долго отлеживаться на грунте. В лодке сложилась критическая ситуация. Воздуха не хватает — люди задыхаются. Сам чувствую, как немеют пальцы, деревенеют подошвы ног, тело покалывает иголками. Счастье было на нашей стороне. Ночью противник ушел, и нам удалось всплыть, глотнуть свежего воздуха, зарядить батарею. Повезло».

Другим лодкам также не удалось преодолеть противолодочный рубеж. Были потери… При попытке прорыва погибли пять ПЛ: С-9, С-12, Щ-323, Щ-406, Щ-408. Большая часть из них погибла на минах, а Щ-408 (капитан-лейтенант П. С. Кузьмин) погибла в 22 мая 1943 года западнее острова Вайндло в героическом бою с кораблями противника. При этом она повредила артогнем германскую десантную баржу F-188 (155 т), использовавшуюся в противолодочных целях.

В разведку в центральную часть Финского залива в августе — сентябре 1943 года выходили М-96 и М-102, а в сентябре — октябре — М-90 и М-102. Они вернулись в свои базы, а командование КБФ убедилось в невозможности прорыва подводных лодок в центральную часть Балтики. Эта задача была снята.

Но, несмотря на всё, небольшие успехи у балтийских подводников все же были.

Еще 5 ноября 1942 года подводным минным заградителем Л-3 (командир — капитан 2-го ранга П. Д. Грищенко) была выполнена одна из самых удачных минных постановок. На минном заграждении 4-Б у Ниддена из мин типа ПЛТ подорвались и затонули:

  • германский транспорт «Тристан» (1766 брт), шедший из Данцига в Мемель и погибший 05.02.1943;
  • германский транспорт «Грундзее» (866 брт), шедший из Данцига в Либаву и погибший на следующий день, 06.02.1943;
  • ранее, в декабре 1942 года, на этом заграждении погибли еще два германских ТР. Итого четыре судна на семи минах, что являлось рекордом.

Морская авиация

В 1941–1942 годах на вражеских коммуникациях в Балтийском море действовала минно-торпедная авиация, но её успехи вначале были незначительными. А вот в 1943 году противник начал ощущать на себе удары 8-й минно-торпедной авиационной бригады. В её состав входили минно-торпедный, бомбардировочный и штурмовой авиационные полки.

1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк мог наносить удары по кораблям и судам противника в центральных и северных районах Балтики, т.к. в его составе которого числились до 12 исправных торпедоносцев Ил-4Т. Дальность полета самолета с одной 450-миллиметровой авиационной торпедой составляла 3800 километров. В начале 1943 года КБФ принял шесть американских торпедоносцев А-20 «Дуглас», каждый из которых с одной торпедой мог преодолеть лишь 1380 километров. Их экипажи в торпедных атаках успехов не имели.

Экипажи торпедоносцев летали на «свободную охоту» без прикрытия по девять часов одиночно, что само по себе является подвигом, так как большая часть их маршрутов пролегала над территорией противника.

Торпедоносцам удалось потопить и повредить не так много вражеских кораблей и судов, всего семь единиц, но они заставили Германию и Финляндию вернуться к конвоированию транспортов в Ботническом и Рижском заливах. Особо отличились на торпедоносцах Ил-4 старшие лейтенанты А. И. Разгонин и Ю. Э. Бунимович.

А. И. Разгонин потопил в июне — сентябре 1943 года финский сторожевой корабль «Уиско» (360 т) и германский ТР «Хайнрих фон Плауэн» (1746 брт), а также повредил оказавшийся в Рижском заливе шведский танкер «Свеа Рюйтер» (1333 брт). Летчик 16 ноября 1943 года разбился на Ил-4 и попал в плен, бежал…

Старший лейтенант Ю. Э. Бунимович потопил в сентябре 1943 года торпедами германские ТР «Хильдегард» (1409 брт) у Вентспилса и лихтер «Зульхофф-17» (396 брт) у мыса Акменьрагс. К сожалению, лётчик погиб 14 января 1944 года.

За время блокады Ленинграда (8 сентября 1941 г. — 27 января 1944 г.) на Балтике корабли, катера и морская авиация КБФ уничтожили 70 боевых кораблей, катеров и судов противника. Еще 44 получили повреждения. Итого 114 единиц!

Самый большой успех, если считать тоннаж вражеских судов, выпал на долю подводных лодок. Только в 1942 году они потопили 23 транспорта и две шхуны. Еще один танкер, пять транспортов, один железнодорожный паром и одна шхуна получили повреждения. Итого 33 единицы!

Основным оружием ПЛ являлись торпеды (на них приходилось 69% от всех уничтоженных и поврежденных судов противника).

Минные заграждения, поставленные подводными лодками, тоже сыграли свою роль. Они сильно затрудняли судоходство и боевую деятельность вражеских ВМС, делали опасными для боевых кораблей и транспортов значительные водные пространства. На подлодочных минах подорвались семь судов. Пять единиц подорвались на авиационных минах, включая финский ледокол «Сису» (1610 брт).

Самые тяжелые потери противник понес на минных заграждениях, поставленных советскими надводными кораблями — 16 единиц. Стоит вспомнить хотя бы гибель финского броненосца береговой обороны «Ильмаринен» водоизмещение 3900 тонн.

Артиллерийское вооружение подводные лодки и катера использовали редко, морская авиация — только для подавления ПВО кораблей и судов врага. Активно использовали артиллерию надводные корабли 1–2-го ранга, особенно при поддержке сухопутных войск.

Несмотря на тяжелейшие условия на Балтике, в 1941–1944 годах, Краснознаменный Балтийский флот добился определенных боевых успехов благодаря высокому моральному духу личного состава и стремлению нанести максимальный ущерб врагу в необычайно опасных и сложных условиях.

 

Автор: заведующий научно-методическим отделом Музея Победы доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор Валерий Куличков 

#ак

Освобождение Ростова-на-Дону
Освобождение Ростова-на-Дону

14 февраля 1943 года стало важной вехой в ходе Великой Отечественной войны. Этот стратегический...

14.02.2025

Страницы истории

В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд

7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Конец...

07.02.2025

Страницы истории

Конференция союзных государств
Конференция союзных государств

80 лет назад, 4 февраля 1945 года, в Крыму состоялась вторая встреча лидеров антигитлеровской...

04.02.2025

Страницы истории

2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года

Сталинградская битва, сражение, длившееся 200 дней, стало решающим, обеспечив начало коренного перелома в ходе...

02.02.2025

Страницы истории

«Атака века» легендарного подводника
«Атака века» легендарного подводника

Ровно 80 лет назад, 30 января 1945 года, была потоплена немецкая плавучая казарма (бывший...

30.01.2025

Страницы истории

Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда

Проведение Ленинградско-Новгородской операции стало крайне важной вехой на пути окончательного освобождения нашей страны от...

27.01.2025

Страницы истории

Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025
Конференция союзных государств
Страницы истории
Конференция союзных государств
04.02.2025
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
Страницы истории
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
02.02.2025
«Атака века» легендарного подводника
Страницы истории
«Атака века» легендарного подводника
30.01.2025
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
Страницы истории
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
27.01.2025
Освобождение Освенцима
Страницы истории
Освобождение Освенцима
27.01.2025
Бомбардировка Берлина
Страницы истории
Бомбардировка Берлина
20.01.2025
Освобождение столицы Польши
Страницы истории
Освобождение столицы Польши
17.01.2025
Крах фюрера
Страницы истории
Крах фюрера
16.01.2025
Освобождение Ленинградской области
Страницы истории
Освобождение Ленинградской области
14.01.2025
Освобождение Восточной Пруссии
Страницы истории
Освобождение Восточной Пруссии
13.01.2025
Висло-Одерская наступательная операция
Страницы истории
Висло-Одерская наступательная операция
12.01.2025
Создание контрразведки
Страницы истории
Создание контрразведки
19.12.2024
Броня крепка
Страницы истории
Броня крепка
19.12.2024
Союз нерушимый республик свободных
Страницы истории
Союз нерушимый республик свободных
14.12.2024
Контрнаступление под Москвой
Страницы истории
Контрнаступление под Москвой
05.12.2024
Учреждение медали «За оборону Советского Заполярья»
Страницы истории
Учреждение медали «За оборону Советского Заполярья»
05.12.2024
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Лента новостей
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
07.11.2024
Освобождение большей части Советского Союза
Страницы истории
Освобождение большей части Советского Союза
07.11.2024