20 сентября 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Величественный монумент стал первой монументальной скульптурной композицией, посвященной российской государственности.
История создания
Инициатором установки памятника стал лично Император Александр II. Идею поддержали члены Комитета министров. В 1859 году проведен открытый конкурс, на который было представлено 52 работы. Причем основным условием конкурса была его анонимность, поэтому в нем приняли участие и никому не известные авторы. В результате, победителем стал совсем еще молодой художник, выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин. Ему помогали скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.
На создание монумента, идеологическую основу которого составляло утверждение принципов «самодержавия, православия и народности», ушло почти полтора года. В первоначальный вариант пришлось внести некоторые поправки. Так, барельефы были заменены скульптурами знаменитых людей, внесших свой вклад в историю Отечества. Последнее сделано по настоянию самого Императора, который лично следил за ходом работ.
Частично деньги на памятник собрали с помощью пожертвований, но наибольшую сумму выделило государство. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.
Основные работы по созданию фрагментов памятника шли на литейных заводах Петербурга. Постаментом служит сердобольский гранит - разновидность плагиогранита. Он добывался в 1770—1930-х годах в каменоломнях на берегу и островах севера Ладожского озера, недалеко от города Сердоболь (ныне Сортавала).
Структура памятника
Основа композиции воспроизводит «шапку Мономаха» - эмблему самодержавной власти Российской Империи. Монумент представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте. Держава украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».
В верхней части державы находится олицетворяющий православие ангел с крестом в руке. Он благословляет коленопреклоненную женщину — Россию.
Второй уровень состоит из шести групп. Каждая из них представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Всего шесть эпох становления, соответственно, шесть фигур: призвание варяг и основание Руси в 862 году – князь Рюрик, Крещение Руси 988-989 гг - князь Владимир Святославович, освобождение от татаро-монгольского ига 1380 года - князь Дмитрий Донской, объединение значительной части русских земель вокруг Москвы, основание самодержавного Русского царства - Иван III Васильевич (Иван Великий), завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых - Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин, основание Российской Империи - Петр I.
На третьем (нижнем) ярусе монумента установлены 129 горельефных фигур выдающихся российских деятелей, объединенных в группы: просветители (31), государственные деятели (26), военные и герои (36), деятели культуры (16). Среди них - Кирилл и Мефодий и княгиня Ольга, летописец Нестор и Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский, Александр Невский и Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий и Иван Сусанин, Алексей Орлов и Александр Суворов, Петр Багратион и Павел Нахимов, Михайло Ломоносов и Гавриил Державин, Михаил Лермонтов и Александр Пушкин, Михаил Глинка и Карл Брюллов.
На памятнике не оказалось фигуры одного из самых спорных в истории России правителя - Ивана Грозного, известного представителя династии Рюриковичей. Помещать его изображение в Новгороде сочли неэтичным, поскольку царь «прославился» жестоким погромом этого города. Зато на монументе есть фигура Марфы-посадницы, которая отстаивала древние новгородские вольности, за что была выслана Иваном III из города. По настоянию Микешина, в последний момент в число великих литературных деятелей включили Николая Гоголя, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II вычеркнул из списка. В качестве героев из Малороссии в список, кроме Гоголя, внесли Виктора Кочубея, Александра Безбородко и Богдана Хмельницкого.
Общая высота памятника составила 15,7 метров: высота пьедестала — 6 метров, фигур — 3,3 метра, шара-державы – 4 метра, креста на державе — 3 метра. Окружность горельефа – 26,5 метров. Вес металла памятника – 100 тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны.
Монумент был открыт в присутствии Александра II. В Новгород по случаю празднования Тысячелетия Российской государственности тогда приехало все августейшее семейство, а также члены ближайшей свиты, 12 тысяч солдат и офицеров, простых зрителей.
В честь открытия памятника 62 пушки дали артиллерийские залпы, а затем последовал военный парад.
Интересные факты
Памятник уцелел после Великой Октябрьской революции и с началом антирелигиозной кампании лишь благодаря тому, что новые власти бросили все свои силы на начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Как писал журнал «Фома», «вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн, поэтому проблема памятника отошла на второй план». Монумент лишь прикрывали щитами в дни коммунистических праздников.
Во время немецко-фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны по приказу военного коменданта Новгорода генерала фон Герцога враги частично разобрали монумент. Немцу очень хотелось отправить его в город своей юности — Инстенбург в качестве военного трофея. От вокзала к разрушенному Новгородскому Кремлю оккупанты в январе 1944 года даже построили узкоколейку. Однако 20 января началась артподготовка, войска Красной Армии прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали захватчиков из Новгорода. Вошедшие в кремль красноармейцы обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты памятника.
Во время войны изменилось отношение к историческим фигурам дореволюционного периода, особенно к военачальникам и полководцам, поэтому за восстановление памятника взялись в первую очередь. Им занимались восемь реставраторов, которые работали чуть ли не голыми руками, и, конечно, они не могли воссоздать его в первоначальном виде — какие-то детали были испорчены, какие-то — утеряны. Тем не менее, уже в ноябре 1944 года после реставрации он был открыт вновь.
Однако в своем первозданном виде монумент предстал перед общественностью только после масштабных восстановительных работ в 1995 году. Кстати, в маленьком помещении внутри памятника нашли остатки лестницы, забытой строителями в середине XIX века.
#еу