Знаменитый советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического труда, кавалер многочисленных орденов и государственных премий родился 11 сентября 1900 года в Смоленске.
После окончания училища в Рославле и гимназии в Курске, в 1918 году он ушёл служить в Красную армию. Был демобилизован и направлен на учёбу в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. После его окончания, талантливый инженер аэромеханик работал в нескольких авиационных конструкторских бюро, в том числе под руководством авиаконструктора Андрея Туполева, в КБ французского инженера Поля Эме Ришара, в бюро новых конструкций и Центральном конструкторском бюро под началом Владимира Чижевского.
Во второй половине 1930-х годов способный организатор и молодой авиаконструктор некоторое время работал в Главном управлении авиационной промышленности, где координировал развертывание новых авиазаводов. Совместно с коллегами Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым, Семён Лавочкин разработал по оригинальной технологии проект истребителя И-301, впоследствии широко известный как ЛаГГ-3. Этот одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан стоял на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны.
В 1939 году этот самолёт признали одним из лучших на специальном правительственном конкурсе. Самолёт, в основном изготовленный из берёзовой фанеры, прошёл испытания и был запущен в серию. Тогда Лавочкин был главным конструктором по самолётостроению, руководил конструкторским бюро на авиазаводе № 301 в городе Химки Московской области.
«Где бы я ни был, чтобы я ни делал, я всегда думал о самолете, — писал о себе после войны сам Лавочкин. — Не о том, который уже летает, а о том, которого еще нет, который должен быть. Иногда сидишь в театре, смотришь спектакль и вдруг ловишь себя на мысли о самолете. Спектакль отодвинулся куда-то далеко, и перед глазами снова самолет».
В 1940 году он выпускал свои самолёты в городе Горьком, где был главным конструктором конструкторского бюро на авиазаводе № 21.
В 1941 году во время Великой Отечественной войны истребитель был усовершенствован. Советские истребители Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применялись в сражениях. Авиаконструктору удалось и усовершенствовать технические характеристики машины, и защитить лётчика, и обеспечить высоту полёта. С 1943 года испытывались истребители Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями.
За годы войны в СССР вошли в строй более 6500 истребителей ЛаГГ-3, 10 тысяч Ла-5 различных модификаций и свыше 5750 самолетов Ла-7. Каждый третий советский истребитель времен войны носил имя «Лавочкин».
В 1943 году за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Лавочкину Семёну Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».
Всего в 1941 - 1945 годах построены 22 500 экземпляров самолетов Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе.
После окончания войны конструкторское бюро Лавочкина переехало в Химки. Здесь разрабатывались советские реактивные серийные и экспериментальные истребители.
В 1947 году двигателем АШ-82ФН конструктор завершает строительство цельнометаллических четырехпушечных истребителей Ла-9 и Ла-11, которые составляли основу нашей истребительной авиации до полного перехода на реактивные самолеты.
С 1950 года конструировались новейшие образцы ракет класса «земля-воздух» для первой отечественной системы противовоздушной обороны. 25 июля 1951 года состоялся первый пуск созданной под руководством Лавочкина зенитной ракеты "205", а 26 апреля 1953 года впервые в СССР зенитной ракетой "205" поражен самолет-мишень Ту-4.
В 1955 году первая в Советском Союзе система зенитного ракетного управляемого оружия С-25 успешно прошла испытания и поступила на вооружение. За разработку первого отечественного зенитного управляемого оружия в 1956 году ОКБ-301 С.А. Лавочкин получил вторую Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.
В 1958 году Семен Алексеевич избран членом-корреспондентом АН СССР.
Семён Лавочкин скоропостижно скончался 9 июня 1960 года на полигоне Сары-Шаган после удачного пуска ракеты "400" системы "Даль" от сердечного приступа. 59-летнему генеральному конструктору не смогли оказать своевременную медицинскую помощь ввиду удаленности испытательной площадки. Похоронен дважды Герой Социалистического Труда, лауреат четырех Государственных премий, член-корреспондент Академии наук СССР на Новодевичьем кладбище в Москве.
Был депутатом Верховного Совета СССР 3-5 созывов (с 1950 по 1960 годы). Имя Лавочкина носит научно-производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Его бронзовые бюсты установлены в Смоленске и Москве. Именем авиаконструктора названы улицы в Москве, Смоленске, Химках Московской области. В Москве установлена мемориальная доска на доме, где он жил.
О самоотверженном труде, о достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».