Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Железный путь к победе

2477

С 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированных фашистами территориях РСФСР, Белоруссии и Украины была проведена крупная партизанская военная операция, получившая название «Рельсовая война».

Она проводилась вдоль фронта длиной более тысячи километров, на территории дислокации двух групп германской армий - «Север» и «Центр». Только в первую ночь проведения операции было уничтожено 42 тыс.  рельс. Всего же за весь период рельсовой войны было выведено из строя около 215 тыс. рельсов.

В  Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с фашистскими войсками и боевой техникой,   направляющиеся на передовые позиции,  застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Оккупанты понесли серьезные потери в локомотивах (паровозах), вагонах,  живой силе. Перевозки противника сократились на 35—40 %.

Новая боевая сила

До этого партизаны не проводили столь масштабных операций. Военное командование очевидно недооценивало возможности партизанского движения. Должно было пройти два года войны, чтобы стало понятно, насколько серьезную боевую силу представляет огромное количество военных подразделений и гражданского населения, оказавшихся на оккупированной территории. Насколько велика их готовность внести свой вклад в победу над врагом.

Эта операция стала яркой страницей в летописи Великой Отечественной войны.  По своим масштабам и значению она была новым явлением в истории войн и партизанских движений. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда партизанская борьба не имела такого важного оперативно-стратегическое значения, никогда не играла столь важной роли в достижении успехов Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны.

Партизанская операция оказала помощь Красной армии в завершении разгрома немецких войск в Курской битве 1943 года – она существенно  затруднила  меры по  укреплению обороны немцев, переброску резервов и доставку боеприпасов отступающим после Курской битвы  фашистам, отвлекла  силы для охраны железнодорожных путей.

В ходе подготовки операции партизанам доставляли оружие и боеприпасы,  взрывчатку и минно-подрывную технику, к ним были посланы инструкторы-подрывники.

Теоретики и практики

При планировании операции на период август-сентябрь 1943 за основу были приняты предложения Петра Пономаренко. В то время он являлся Первым секретарем ЦК ВКП(б) Белоруссии. Ему совсем недавно было присвоено  генеральское звание, и по решению Сталина он возглавил Центральный штаб партизанского движения. Основная идея заключалась в том, что нужно наносить удар исключительно по рельсам, откуда и появилось название операции. Если уничтожаются железнодорожные артерии, значит, у противника нет возможности быстро передвигаться большими объемами людей и техники, разрываются цепочки стабильного снабжения армии.

Однако ущерб, нанесенный фашистам, мог быть существенно больше, если бы были приняты предложения Старинова.

Илья Григорьевич Старинов  - выдающийся советский разведчик и диверсант, известный ещё по организации подрывной и партизанской работы в Испании. Здесь он обучал партизан минно-подрывному делу, технике и тактике диверсий. За его плечами был ряд блестяще проведенных операций,  в результате которых противник понес серьезные потери в живой силе и технике.

Старинов считал, что подрыв  железнодорожного полотна гораздо менее эффективен, чем подрыв эшелонов.  Основной удар нужно наносить именно  по паровозам. Во-первых, у немцев их не хватает, а во-вторых уничтожение паровоза автоматически выводит из строя железнодорожное полотно на пятьсот-шестьсот метров.  Рельсы германское командование могло демонтировать в  других оккупированных странах и перебросить в Советский Союз. С паровозами так не получится -   передвигаться по советским железным дорогам они не могут из-за разного размера колеи.

Чтобы сберечь подвижной состав, немцы уже в 1942-м  стали цеплять перед каждым паровозом несколько платформ с ремонтным запасом — шпалами, рельсами, крепежом. В случае подрыва, эта достаточно легкая платформа не могла утянуть за собой весь состав. Локомотив успевал затормозить.

Но Старинов был настоящим асом диверсионного дела. Например, он предложил крепить над миной веточку, соединённую с храповиком. Колёса колеблют веточку, и храповик крутит счётчик качаний. Поэтому взрыв происходит не сразу -  под передней платформой, а уже когда проезжает локомотив или первые вагоны. В этом случае, если поезд и не свалится под откос, то всё равно потребуется ремонт не только пути, но и самого состава.

Однако Пономаренко удалось убедить Сталина, что в Германии есть острая нехватка в рельсах, а значит, нужно проводить именно войну на уничтожение рельсов. И хотя в июне-июле партизаны уничтожали немецкие паровозы, то с августа – на основании «директивы из Центра» - переключились на рельсы.

Развитие успеха

Прав был все-таки Старинов. У Германии действительно не было проблем с рельсами. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом разработали 80-сантиметровый съемный мостик, который накладывался на поврежденные рельсы: ведь при взрыве 200-граммовой шашки выбивалось всего 25-40 см рельса (в условиях дефицита взрывчатки обычно больше не использовалось).

Тем не менее, масштаб операции «Рельсовая война» оказался столь велик, что даже запас рельсов не помог нацистам.

Успех операции «Рельсовая война» продемонстрировал советскому командованию, что партизанские соединения являются значительной силой, которая может оказать существенную поддержку действиям регулярной армии.

«Рельсовая война» стала первым этапом  крупной партизанской операции, которая была продолжена операцией «Концерт» в сентябре-ноябре 1943 года. Она совпала с осенним наступлением Красной армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

Следующим крупным успехом партизан и третьим этапом «рельсовой войны» стало их участие в  операции «Багратион» —  крупномасштабном советском наступлении 23 июня—29 августа 1944 года, результатом которого стал разгром группы армий «Центр» вермахта. В ходе операции партизаны смогли полностью вывести из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализовать перевозки врага по всем дорогам.

Однако в дальнейшем, когда стратегическая инициатива  полностью перешла к Красной армии, необходимо было уже заботиться о сохранении железнодорожного имущества, чтобы как можно скорее обеспечить бесперебойную работу транспорта на освобождённой территории. Тогда от планирования масштабных операций с подрывом рельсов было решено отказаться. Гораздо эффективнее оказался партизан с радиостанцией, который мог навести на цель эскадрилью Ил-2…

#ав_аг

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го

7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад, посвященный 24-й...

07.11.2024

Лента новостей

Освобождение большей части Советского Союза
Освобождение большей части Советского Союза

7 ноября 2024 года исполняется 80 лет со дня освобождения от немецко-нацистских войск и...

07.11.2024

Страницы истории

Окончание Битвы за Заполярье
Окончание Битвы за Заполярье

80 лет назад, 29 октября 1944 года, завершилась Петсамо-Киркенесская стратегическая наступательная операция, ознаменовав победу...

29.10.2024

Страницы истории

Окончание Восточно-Карпатской операции
Окончание Восточно-Карпатской операции

После завершения Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции советские силы оказались в предгорьях Восточных Карпат. Там...

28.10.2024

Страницы истории

Освобождение Белграда
Освобождение Белграда

Осенью 1944 года перед руководством СССР стояла задача создать единый советско-югославский фронт для дальнейшей...

20.10.2024

Страницы истории

День военного связиста
День военного связиста

105 лет назад, 20 октября 1919 года, приказом Революционного военного совета было образовано Управление...

20.10.2024

Страницы истории

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Лента новостей
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
07.11.2024
Освобождение большей части Советского Союза
Страницы истории
Освобождение большей части Советского Союза
07.11.2024
Окончание Битвы за Заполярье
Страницы истории
Окончание Битвы за Заполярье
29.10.2024
Окончание Восточно-Карпатской операции
Страницы истории
Окончание Восточно-Карпатской операции
28.10.2024
Освобождение Белграда
Страницы истории
Освобождение Белграда
20.10.2024
День военного связиста
Страницы истории
День военного связиста
20.10.2024
Москва на осадном положении
Страницы истории
Москва на осадном положении
19.10.2024
Учреждение медали «За отвагу»
Страницы истории
Учреждение медали «За отвагу»
17.10.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
15.10.2024
Начало Битвы за Москву
Страницы истории
Начало Битвы за Москву
30.09.2024
Начало освобождения Югославии в 1944 году
Лента новостей
Начало освобождения Югославии в 1944 году
28.09.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
22.09.2024
Перемирие СССР с Финляндией
Страницы истории
Перемирие СССР с Финляндией
19.09.2024
День рождения советской гвардии
Страницы истории
День рождения советской гвардии
18.09.2024
Окончание боев у реки Халхин-Гол
Страницы истории
Окончание боев у реки Халхин-Гол
15.09.2024
Освобождение Болгарии
Страницы истории
Освобождение Болгарии
08.09.2024
Окончание Второй мировой
Лента новостей
Окончание Второй мировой
03.09.2024
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
Страницы истории
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
01.09.2024
Перед началом Второй мировой
Страницы истории
Перед началом Второй мировой
01.09.2024
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
Страницы истории
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
28.08.2024