В Архангельске сотрудники национального парка «Русская Арктика» приступили к работам по сохранению остатков поморского шитого судна, доставленного с севера Новой Земли.
«Все детали судна, в том числе и доски обшивки, имеют следы рубки топором, то есть были выполнены без пиления», – рассказал начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов.
«Борта судна сшиты из тесаных досок внахлест. Доски обшивки бортов связаны между собой и прикреплены к элементам набора с помощью деревянных жгутов — «вицы», которая, как нитка, продевалась через отверстия в досках и скрепляла их», - добавил он.
«Технология производства подобных шитых судов долго время считалась утраченной. Изучение уцелевших фрагментов не только может дать новую информацию о конструкции поморских судов и технологиях поморского традиционного судостроения, но и поможет расширить представления об ареале промысловой деятельности поморов», - сообщили в пресс-службе нацпарка.
«Исследования находки позволят установить промысловый ареал деятельности поморов и восстановить технологию производства шитых судов», - отметили специалисты.
Поморская лодка, найденная на Оранских островах, является самой северной находкой подобного судна в стране, сообщается на сайте национального парка «Русская Арктика».
«Для точной датировки необходимы консультация со специалистами и проведение дендрохронологического исследования. Надеемся, что по сохранившимся фрагментам, мы сможем сделать полноценный чертеж судна», – пояснил директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов.
Фрагменты неизвестного деревянного судна на Восточном Большом Оранском острове на севере Новой Земли были обнаружены сотрудниками «Русской Арктики» во время полевых экспедиционных работ в 2016 году. Вывезти находку удалось в 2022 году в ходе экспедиции Арктического плавучего университета (АПУ).
Арктический плавучий университет - это совместный проект Северного Арктического федерального университета (САФУ) и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС).
Ранее в Архангельске состоялся первый международный форум по сохранению развитию деревянного судостроения «Матица».
Также сообщалось, что деревянная судостроительная верфь Соломбала впервые за сто лет, открыла доступ к архиву конструкторского бюро, в котором собраны около 10 тысяч документов.
В Архангельске построили традиционный деревянный поморский карбас.
#ик