Сведения об использовании в Древней Руси бересты для письма были известны давно, в том числе, из сочинений средневековых авторов. Об этом упоминал, например, церковный и политический деятель второй половины XV — начала XVI вв. Иосиф Волоцкий.
Однако археологам долгое время попадали в руки лишь отдельные иноязычные тексы (грамота на английском языке 1570 года, золотоордынский документ XIV века).
Впервые древнерусская берестяная грамота обнаружена в Новгороде 26 июля 1951 года в ходе археологических раскопок под руководством Арсения Арциховского. Причем целенаправленные поиски таких «весточек» экспедиция вела в городе почти двадцать лет – с 1932 года.
Находкой оказалось короткое письмо простолюдина, жившего в XV веке. Его нашли между частями настила древней мостовой Холопьей улицы.
Впоследствии берестяные грамоты были найдены на раскопах в Москве, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Твери, Торжке, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком. Древнейшие берестяные послания датируются первой половиной XI века, а наиболее поздние — серединой XV века.
Берестяные грамоты явились бесценным источником, рассказывающим о повседневной жизни средневекового человека. Основная масса посланий – частные письма. Они посвящены самым разнообразным делам текущей жизни – хозяйственным, семейным, денежным, торговым. Кроме того, имеются долговые списки, росписи денежных или натуральных поставок, различные записи, сделанные на память для себя.
Встречаются также, хотя гораздо реже, черновики официальных документов (завещаний, расписок, протоколов), учебные записи (азбуки, перечни цифр, упражнения). В качестве редких исключений встречаются фольклорные и литературные, а также церковные тексты.
Обнаружение берестяных грамот открыло новую страницу в изучении истории русского языка, расширило представления учёных об особенностях жизни средневекового человека. В отличие от древнерусских летописей, тексты берестяных грамот полны бытовых деталей.
Эти артефакты существенно изменили и традиционные представления ο степени распространения грамотности в древней Руси. Среди их авторов и адресатов наряду со служителями церкви, сановниками, домовладельцами и купцами встречаются старосты, ключники, ремесленники, воины, женщины, дети.
Наиболее важно, что берестяные грамоты обычно непосредственно отражают живой язык их составителей и этим отличаются от подавляющего большинства традиционных памятников XI–XV веков.
Берестяные грамоты писались как правило в связи с какой-то сиюминутной деловой необходимостью и были рассчитаны на одного-единственного читателя – адресата, каковым чаще всего был член собственной семьи, сосед или деловой партнер. После прочтения грамота, за редкими исключениями, была уже не нужна и просто уничтожалась или выбрасывалась.
В этой ситуации у писавшего обычно не было стимула использовать какую-либо более престижную форму языка, чем живая разговорная речь, соответственно, не было языковой «самоцензуры».
Каждый год 26 июля новгородские археологи отмечают День Бересты. К 2022 году количество найденных по всей стране берестяных документов составляет 1135 экземпляров.
#аг