Павел Анатольевич Судоплатов – неоднозначная фигура советской разведки с яркой биографией. В разные годы исторические оценки его деятельности кардинально разнились – его называли и «главным советским террористом», и «красным Джеймс Бондом», и даже «штатным убийцей Кремля».
Судоплатов родился 7 июля (по новому стилю – 20) 1907 года в украинском Мелитополе в семье мельника. С 1914—1919 годы, как все нормальные подростки, учился в школе. Но после шестого класса, в июне 1919 его судьба делает резкий поворот - он ушел из родного города вместе с отступающими частями Красной армии, став воспитанником полка. Отсюда началась его биография, захватывающая, как приключенческий авантюрный роман.
Из армии – в спецслужбы
В том же году, переходя из части в часть, в итоге попал в плен к белым. Судоплатов бежал, отступал с частями Красной армии, оказался в занятой белыми Одессе. Ему было всего 12 лет, и он беспризорничал, подрабатывал в порту и на базаре. После освобождения Одессы в начале 1920 года вновь вступил в Красную армию. Еще до своего тринадцатилетия участвовал в боях на Украине и, как тогда говорили, в войне с «белополяками».
Еще до совершеннолетия - в феврале 1925 года - по направлению окружкома комсомола был принят на работу в Мелитопольский окружной отдел ГПУ сотрудником информационного отделения. Дослужился до младшего оперативника, ведал агентурной работой в греческом, болгарском и немецком поселениях родного города.
С августа 1928 года переведен в Харьков - уполномоченным секретно-политического отдела Харьковского окружного отдела, уполномоченный информационного отдела ГПУ УССР в Харькове.
Нелегал и убийца
В феврале 1932 года переведен в центральный аппарат ОГПУ. Уже через полтора года - в октябре 1933-го – направлен на нелегальную работу в Берлин. Фактически в это время он повторил судьбу литературного Макса фон Штирлица - в 1935 году учился в специальной партийной школе НСДАП в Лейпциге, под видом представителя украинского антисоветского подполья под псевдонимом «Андрей» внедрен в руководство организации украинских националистов (ОУН) в Берлине.
На этой работе завоевал доверие лидера ОУН полковника Евгена Коновальца, вошел в его ближайшее окружение и сопровождал в инспекционных поездках в Париж и Вену. В 1937—1938 «Андрей» выезжал нелегальным курьером в ряд стран Западной Европы под прикрытием должности радиста грузового судна. 23 августа 1938 года по личному поручению Сталина ликвидировал в Роттердаме (Нидерланды) полковника Коновальца. Лидер ОУН получил от него коробку конфет с заложенной в нее бомбой.
За успешный теракт получил очередное звание – капитана госбезопасности (соответствовало армейскому полковнику). Одновременно Судоплатов рос и по служебной лестнице – занимал последовательно должности замначальника 4-го отделения, затем замначальника 5-го отдела (внешняя разведка) ГУГБ НКВД СССР.
На последней должности Судоплатов руководил подготовкой операции «Утка» (ликвидация Льва Троцкого). После успешной реализации убийства 20 августа 1940 года в Мексике Наумом Эйтингоном и Рамоном Меркадером, руководитель операции Судоплатов получает очередное звание майора госбезопасности (соответствует армейскому комбригу).
Начало войны и переговоры с Гитлером
В феврале 1941 года Павел Судоплатов повышен в должности до замначальника 1-го (разведывательного) управления НКГБ СССР – накануне войны это был один из ключевых постов в разработке военных планов страны.
Сразу после нападения Германии на СССР Судоплатов получает задание выйти на контакт с болгарским послом в Москве Иваном Стаменовым. Предположительно, дипломат имел прямые неофициальные контакты с руководством Третьего Рейха. По воспоминаниям самого Судоплатова, он получил прямое указание от наркома Берии прозондировать возможность прямых контактов советского руководства с Гитлером – якобы Сталин искал возможность своеобразного повторного Брестского мира, прекращения войны в обмен на какие-то уступки.
Современные историки этого факта не подтверждают, ибо этому нет достаточных документальных или свидетельских подтверждений. Вся история стала известной после публикации в 1994 году за рубежом книги воспоминаний Судоплатова «Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля». На русском книга стала доступна только спустя два года – в 1996 году. Причем сам Судоплатов утверждал, что целью миссии с болгарским послом была «дезинформация противника».
Косвенным подтверждением наличия какого-то важного задания у Судоплатова в первые дни войны может послужить его назначение уже в июле 1941 года начальником Особой группы при наркоме внутренних дел СССР (то есть главным доверенным лицом Лаврентия Берия) и получение через месяц внеочередного звания – старшего майора госбезопасности (соответствует комдиву).
Война на разведфронте
Уже с января 1942 года Судоплатов назначен начальником вновь образованного 4-го управления НКВД СССР (террор и диверсии в тылу противника). Под его начальство переведены все партизанские и разведывательно-диверсионные операции в ближнем и дальнем тылу противника – то есть как на оккупированных территориях СССР, так и непосредственно на территориях стран-противников.
В частности, в эти годы Судоплатов лично координировал работу агентурной сети на территории Германии, Италии, Японии и европейских союзников Рейха.
С февраля 1944 года он дополнительно становится руководителем группы «С» при наркоме внутренних дел СССР (перевод и обобщение агентурных материалов по атомной проблеме), а с мая по август 1945 года занимал третью должность - начальник отдела «Ф» НКВД СССР (работа на территории стран, освобожденных Красной армией от противника, сбор информации от граждан СССР, побывавших в плену или интернированных в странах Европы).
Ядерный щит
С сентября 1945 год группа «С» расширяется до отдела «С» НКВД-НКГБ СССР, Судоплатов остается его бессменным главой. Одновременно получает еще одну должность - начальник Объединенного разведывательного бюро Специального комитета при СНК-СМ СССР по проблеме № 1 (создание атомного оружия). На этом посту координировал обеспечение разведывательными материалами руководителей и ведущих ученых советского ядерного проекта.
По совместительству генерал-лейтенант Судоплатов стал начальником отдела «К» НКГБ СССР (оперативное обслуживание атомных специальных объектов), а также начальником Особого бюро — информационно-аналитической службы при наркоме внутренних дел, позднее подчинявшейся министру госбезопасности СССР.
В феврале 1947 г. возглавил отдел «ДР» (диверсионная работа против военно-стратегических баз США и НАТО, расположенных вокруг СССР). 9 сентября 1950 г. утвержден начальником Бюро № 1 МГБ СССР по диверсионной работе за границей.
Фактически в послевоенные восемь дет до смерти вождя Судоплатов был един в нескольких ипостасях – главный диверсант на территории западных государств и в освобожденных странах Варшавского договора, а после и на базах НАТО по всему миру; основной поставщик украденных на Западе секретов по атомной проблематике и одновременно главный хранитель советских секретов в этой сфере; глава особого отдела аналитиков, советующих лично главам МВД и КГБ.
Сумасшедший осужденный
Уже после ареста его прямого шефа Лаврентия Берии, 20 августа 1953 года Павел Судоплатов в одночасье был лишен всех постов. Его уволили «за невозможностью дальнейшего использования» и на следующий день арестовали прямо в кабинете по обвинению в участии в заговоре Берии, имевшем целью «уничтожение членов советского правительства и реставрацию капитализма».
Следствие по делу Павла Судоплатова длилось пять лет - до 1958 года. Всё это время генерал (звания его еще не лишили) умело симулировал сумасшествие и содержался в психиатрической спецклинике в Ленинграде. Виновным себя не признал.
12 сентября 1958 года на закрытом заседании Военной коллегии Верховного суда СССР Судоплатова приговорили к тюремному заключению на 15 лет. Он был лишен воинского звания и наград. Отбывал наказание во Владимирской тюрьме (знаменитый Владимирский централ), где тяжело заболел, перенес три инфаркта, ослеп на один глаз, получил инвалидность 2-й группы.
Осень Бонда
В итоге все же отсидел полный срок (с учетом срока следствия) и был выпущен на свободу в августе 1968 года. Занимался литературной деятельностью: под псевдонимом «Анатолий Андреев» (один из его оперативных псевдонимов в 20-е годы) опубликовал три книги, активно участвовал в ветеранском движении.
В соавторстве с сыном Анатолием Павловичем Судоплатовым опубликовал книгу воспоминаний, вышедшую на английском, немецком, русском и других языках, ставшую международным бестселлером. Тот самый том «Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля».
Часто приводится отзыв бывшего начальника внешней разведки СССР Леонида Шебаршина: «Книжка Судоплатова — хорошая, но она содержит много того, что может нанести ущерб нашей безопасности, — её писали американские журналисты».
В 1997 г. посмертно вышла в свет его последняя книга — «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950».
Более 20 лет Павел Судоплатов боролся за восстановление своего доброго имени. В феврале 1992 года в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» был реабилитирован Главной военной прокуратурой РФ. В 1998 году (через 40 лет после приговора) указом Президента РФ посмертно восстановлен в правах на государственные награды; ордена и медали возвращены его семье.
#аг