Дайверы поднимут со дна Ладоги военную технику

Фото: rg.ru

Группа дайверов из Петербурга намерены поднять и восстановить машины, затонувшие на дне Ладоги во время Великой Отечественной войны. Экспонаты разместят при государственном музее «Кобона. Дорога жизни», расположенном в деревни Кобона.

«Каждый экспонат для нас важен, каждый становится документальным подтверждением тех или иных исторических событий. Например, в планах поднять кусок бензопровода. Нашли понтон, к которому прикреплен огромный его кусок. Метров триста точно я прошел вдоль. Это в 1942 году, мы уже сверялись по архивам, когда по дну прокладывали бензопровод в Ленинград, один из километровых участков оторвало штормом. Тогда не нашли. Так что, скорее всего, он и есть», — пояснил заведующий государственным музеем «Кобона. Дорога жизни» Сергей Марков.

«Машины не умерли, они живые, и мы хотим это показать людям», — рассказали дайверы.

Точных цифр, сколько на дне Ладоги машин, никто не знает. За восемь лет дайверы обнаружили под водой два десятка машин, уточнил заведующий музеем.

На площадке при музее площадке можно увидеть и даже потрогать реальную технику, которая работала на Дороге жизни. Так, на пьедестале как памятник установлен автомобиль ГАЗ-АА («Полуторка»). Это первая полуторка, поднятая дайверами. Ее подняли со дна озера в марте 2014-го. В некоторых колесах даже остался воздух 1941 года, рассказал Сергей Марков.

Местный житель помог восстановить двигатель, и машина поехала. Так и родилась идея восстановить машины, которые ходили по ледовой Дороге жизни и которые забрала Ладога, сообщил он.

Полуторку, посмотрело порядка 40 тысяч человек, отметил заведующий музеем.

Также на территории размещены противопехотные ограждения, якоря, поднятые дайверами со дна, которые удерживали электрический кабель, проложенный по дну Ладоги и по которому электричество в осажденный город, подавалось с Волховской ГЭС, обломки немецкого бомбардировщика «Хенкель-111», сообщает «Российская газета».

В музее также представлены рисунки Симона Гельберга, архитектора, художника, заместителя начальника ледового участка Дороги жизни, во время войны отвечающего за перевозку грузов по Ладоге. На одном из рисунков — машина, похожая на студебеккер (машины поставлялись по Ленд-лизу). Ответ на этот вопрос, может быть, находится на дне Ладожского озера. Если повезет, то найдем, поднимем и починим, это будет достойным экспонатом, — завмузеем и экскурсовод.

Государственный Музей «Кобона. Дорога жизни» не вмещает все находки дайверов, поэтому в планах создание выставочного комплекса на берегу Ладоги, рассказал Сергей Марков.

Ранее гидрографы Северного флота обнаружили останки самолёта времен Великой Отечественной войны в Кольском заливе Баренцева моря. На Ямале создали виртуальную базу исторических сведений о местах гибели кораблей, самолетов и участников конвоев в период Великой Отечественной войны в арктической зоне.

В Новомосковске (Тульская область) отреставрируют «Полуторку» 239-й стрелковой дивизии, которую подняли дайверы со дна Иван-озера.

Легендарным и необычным советским машинам посвятил виртуальную экскурсию Музей Победы.

#ик