Александр Петрович Казанцев, проживший почти столетие, широко известен как один из мэтров советской фантастики.
Но мало кто знает, что Александр Петрович был военным инженером и признан самым успешным конструктором в области робототизированной военной техники в годы войны.
Становление
Александр Петрович родился в городе Акмолинск (ныне столица Казахстана – Нур-Султан) 2 сентября 1906 года. Много позже он переехал в Томск, где закончил с отличием Томский политехнический институт. Выпускник сразу получил высокую должность - по окончанию политеха в январе 1930-го года направлен на работу главным механиком Белорецкого металлургического завода.
Это позволило ему развить свой конструкторский и инженерный талант. В предвоенное время Александр Казанцев работает в конструкторском бюро Всесоюзного электротехнического института.
Сухопутная торпеда
С началом Великой Отечественной войны часть предприятий гражданского назначения была перепрофилирована. Уже в августе 1941 года Казанцевым разработана сухопутная электрическая торпеда (ЭТ-1).
Оружие настолько оказалось востребовано, что для налаживания производства в Москве образован специальный завод № 627, позже преобразованный в НИИ-627. Казанцев стал его главным инженером.
Первые 50 единиц ЭТ-1-627 были изготовлены уже осенью 1941 года. Планировалось, что их будут применять против наступающих на Москву немецких войск. Но их боевым дебютом стали бои на Ленинградском и Волховском фронтах, где их применяли против вражеских укреплений и бронетехники осенью 1941 года.
Кроме этого электрические торпеды Казанцева показали себя и в оборонительных боях на Крымском полуострове во время боёв при обороне Севастополя, Симферополя и Керчи весной 1942 года.
Вот как об одном из эпизодов применения торпеды вспоминал сам Казанцев во время боёв на Керченском полуострове весной 1942 года:
«И тут сухопутная торпеда, похожая на крохотную танкетку, выпрыгнула из капонира и устремилась к первому танку, круто взбираясь на холм. Из танка заметили её, но, вероятно, не поняли, что это такое. На всякий случай дали по ней очередь из пулемета. Должно быть, пули накоротко замкнули проводку одного из электромоторов. Другой продолжал работать, и танкетка побежала по дуге, обходя танк. Тогда вылезла вторая торпеда. Танк был слишком близко к ней и уже увернуться не мог. Фонтан огня и дыма с грохотом метнулся как-то вбок. Когда дым рассеялся, мы увидели, что у танка полностью разворочена броня».
Однако подобный вид оружия не получил широкого распространения -с середины 1942 года торпеды не применяются на фронте. Предприятие Александра Казанцева было перепрофилировано на развитие, проектирование и производство радиолокационных станций, а позже ракетной и космической техники.
Артефакты Музея Победы
Музей Победы обладает обширной и богатой коллекцией музейных экспонатов. Одним из уникальных экспозиционно-выставочных пространств является «Моторы войны: редкие, неизвестные, знаменитые». В составе этой тематической выставки, где представлены образцы автомобильной и легко-бронированной техники стран участниц Второй мировой и Великой Отечественной войны, кроме легендарных ЗИС-5В, БА-64Б, ГАЗ-ММВ, экспонируется и ЭТ-1-627, созданная Александром Казанцевым 80 лет назад.
#ам_аг