Разработка истребителя «Харрикейн» (англ. Hurricane – ураган) началась в Великобритании в 1933 году, а в 1937 году самолёт был принят на вооружение ВВС страны. «Харрикейн» стал одним из самых массовых истребителей Второй мировой войны.
В начале 1930-х годов истребительная авиация начала переход с бипланов – самолётов-«этажерок», к монопланам – самолётам с одной несущей поверхностью. Монопланы справедливо считались более перспективными конструкциями.
Но не все военные чиновники считали так же, как конструкторы самолётов, поэтому разработку нового истребителя фирмы Hawker забраковали. Самолёт стали выпускать на свой страх и риск без санкции на то министерства авиации. Для удешевления конструкции, использовали большинство узлов и агрегатов от биплана Hawker Fury, который стоял на вооружении ВВС Великобритании с 1931 года. По сути, это и был «Фьюри», только в конструкции моноплана и с убирающимся шасси.
Разработка истребителя началась в 1933 году. Первый прототип машины поднялся в воздух 6 ноября 1935 года. Несмотря на высокую для своего времени скорость, истребитель устарел ещё до того момента, как начал поступать в войска. «Харрикейн» собирали по типажу «Фьюри», поэтому вместо сварных конструкций на корпусе применялись заклёпки. Но конструкторы постоянно внедряли новые идеи, и к 1939 году самолёт получил цельнометаллическое крыло.
Крылатая машина получилась относительно простой в управлении и обслуживании, надёжной и самое главное – дешевой и простой в изготовлении. Истребитель имел множество модификаций, в числе которых модификация для действия с авианосца.
Почему же такой истребитель был принят на вооружении Великобритании в декабре 1937 году? Ответ прост – более современный и перспективный истребитель «Спитфайр» был сложен в производстве, а разработавшая его фирма не имела опыта массового выпуска аппаратов. Поэтому, на случай внезапной войны, было принято решение взять на вооружение простой и дешёвый «Харрикейн», который был намного лучше старых бипланов.
Многие страны сразу же заинтересовались новой машиной. Так, Югославия заказала первую машину уже в начале 1937 года, когда самолёт ещё даже не был принят на вооружение в Великобритании. Югославы не только заказали партию машин, но и наладили их производство по лицензии у себя в стране. В 1938 году партию «Харрикейнов» купила Румыния, а в 1940 году англичане продали 12 истребителей Финляндии.
Боевое крещение «Харрикейны» получили во Франции, где немецкая авиация наглядно показала своё превосходство.
Следующей жертвой Германии должна была стать Англия, и в небе над Туманным Альбионом развернулось воздушное сражение. Пилоты британских «Харрикейнов» и «Спитфайеров» покрыли себя неувядающей славой, одержав уверенную победу в воздушной битве за Британию. Не смотря на превосходство «Спитфайеров», большинство побед в небе над Британией одержали именно «Харрикейны». По неподтверждённым данным, британские лётчики одержали свыше 2700 побед, из которых 1593 пришлись на пилотов «Харрикейнов».
Эта машина хорошо показала себя и при обороне Мальты в 1940 году. Итальянские ВВС количественно и качественно превосходили британскую группировку на Мальте, но не смогли выиграть воздушное сражение. Причём на начало боёв, в июне 1940 года, на Мальте было всего 3 боеготовых устаревших биплана, а к 22 июня к ним присоединились четыре «Харрикейна».
22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. В тот же день премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступил по радио и сообщил, что отныне Британия окажет любую помощь Советскому Союзу в борьбе с фашистскими захватчиками. Две страны, которые раньше находились в конфронтации, начали быстрое сближение. Уже 27 июня 1941 года советское правительство поставило вопрос о заключении договора между Великобританией и Советским Союзом для налаживания сотрудничества, которое впоследствии должно было перерасти в военный союз.
12 июля 1941 года между СССР и Британией было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». Это был первый договор такого рода, подписанных между двумя странами. Следующим важным документом стало «Соглашение о взаимных поставках, кредите и порядке платежей», подписанное 16 августа 1941 года. Стороны договорились о двухсторонних поставках, кредитах и платежах. Британцы должны были поставить в СССР военные грузы, а взамен получить пушнину, драгоценные камни и другие товары.
В рамках заключённого соглашения, 28 августа 1941 года первые «Харрикейны» прибыли в СССР. Эти машины к 1941 уже безнадёжно устарели и уступали немецким истребителям, но по сравнению со старыми советскими истребителями И-15 или И-153, у «Харрикейна» или «Харитона», как его ласково называли в отечественной авиации, был весомый плюс – мощное вооружение с большим удельным весом.
Поэтому «Харрикейны» в первую очередь заступали на боевое дежурство в полках ПВО, задача которых была не вести воздушный бой со скоростными истребителями противника, а уничтожать прорвавшиеся бомбардировщики противника, с чем «британцы» отлично справлялись.
В истребительных полках всё было по –другому. Как только «Харрикейны» стали поступать в советские истребительные авиаполки, их сразу же начинали модернизировать техники в инициативном порядке. Мелкокалиберные пулемёты старались заменить на советский 12.7 мм. УБТ, заводскую бронеспинку заменяли на советскую от ЛАГГ-3 или даже бронированное сидение с И-16.
Штатное вооружение «Харрикейна» – шесть мелкокалиберных пулемётов - не причиняло вреда немецким самолётам, поэтому советские лётчики, летающие на иностранцах, часто шли на таран. Характерным примером может являться бой 31 мая 1942 года в небе над Ярославлем. В тот день будущий дважды Герой Советского Союза лётчик-ас Амет-Хан Султан тщетно пытался сбить вражеский Ю-88, а когда кончились патроны его «Харрикейна», лётчик пошёл на таран. В умении воевать Амет-Хана упрекнуть сложно, а вот боевые характеристики «Харрикейна» можно.
Помимо слабого вооружения наши лётчики отмечали малую по сравнению с «Мессером» скорость, которую самолёт на набирал даже при пикировании, любовь самолёта к капотированию (опрокидыванию на переднюю часть) при взлёте и посадке, слабый деревянный винт.
Но у машины и были плюсы, которые отметили наши лётчики: наличие хорошей радиостанции в каждом самолёте, просторная и комфортная кабина, простота освоения и пилотирования машины.
Несмотря на все недостатки машины, Советский Союз покупал «Харрикейны» у Великобритании, потому что в тяжёлые 1941-1942 годы катастрофически не хватало буквально всего. Любой современный самолёт или танк, который пусть и уступал советским боевым машина, был таким же ценным, как истребитель Ла-5 или танк Т-34.
На «Харрикейнах» летали многие советские лётчики. Герои Советского Союза капитан Петр Згибнев и майор Василий Адонкин, воевавшие на Северном фронте, сбили на «Харрикейне» 15 вражеских самолётов. Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов и Герой Советского Союза Иван Забегайло «завалили» на «Харрикейне» 12 летающих машин противника.
В целом «Харрикейн» оставил о себе добрую память у воевавших на нём лётчиков всех воюющих армий. Всего было выпущено свыше 14 тысяч истребителя «Харрикейн» всех модификаций, из них свыше трёх тысяч было доставлено в СССР.
Андрей Горбунов, историк, научный сотрудник Музея Победы