31 октября 1943 года на вооружение Красной армии был принят тяжёлый танк ИС-2. Боевая машина, названная в честь Иосифа Сталина, стала самым мощным советским танком времен Великой Отечественной войны. Создателем легендарной машины стал Жозеф Котин.
«Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) санкционировало старт программы создания нового тяжёлого танка», - рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов.
К тому времени на вооружении Красной армии стоял тяжелый танк КВ-1. Однако, он не устраивал военных, так как имел большой вес, плохую проходимость и слабое для своего класса вооружение.
Зимой 1942-1943 годов Красная армия окружила сталинградскую группировку немцев. Противник закрепился на рубежах Сталинградского обвода – линии обороны, которая была построена для обороны города Красной армией. Она была укреплена ДОТами, ДЗОТами и бронеколпаками, с которыми без артиллерийской поддержки пехота справиться не могла. Это стало одним из поводов для ускорения разработки самоходного орудия на базе танка КВ-1, а также заставило конструкторов ИС-2 увеличить калибр будущей машины.
«Ещё одним важным аргументом стал захват и транспортировка на учебный полигон нового немецкого танка «Тигр». После обстрела танка всеми видами артиллерии, стало ясно, что в Красной армии нет орудия, способного бороться с новыми тяжёлыми танками на равных», - добавил сотрудник Музея Победы.
В сентябре 1943 года конструктор Фёдор Петров приступил к усовершенствованию тяжёлой пушки А-19, чтобы ее можно было установить на танк. Орудие получило название Д-25Т. В октябре 1943 года начались испытания объекта 240 – танка ИС-1 с орудием Д-25Т на полигоне в Чебаркуле. По результатам испытаний танк был принят на вооружение Красной армии под индексом ИС-2.
Уже в декабре 1943 года 35 танков ИС-2 были готовы. Их сразу направили в войска.
Первые же танковые бои с использованием ИС-2 ошеломили всех. Красная армия отмечала отличную огневую мощь, великолепную проходимость и возможность уничтожать немецкие «Тигры» и «Пантеры» на солидных дистанциях. Немцы же поняли, что с появлением ИС-2 закончилась их танковая гегемония на поле боя и в сражениях с новыми русскими танками их ждут большие безвозвратные потери.
ИС-2 шли на вооружение отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва и гвардейских танковых бригад. В бою ИС-2 показывал себя лучше немецких оппонентов, неоднократно доказывая в бою своё превосходство.
Первое применение ИС-2 пришлось на весеннюю кампанию 1944 года на южном фланге советско-германского фронта.
«Немцы, бегущие под ударами Красной армии, на своей шкуре прочувствовали боевые качества нового тяжёлого танка», - заявил историк.
Немаловажным фактором была и ремонтопригодность нового танка. Как и Т-34, ИС-2 был прост в эксплуатации. К примеру, ремонтники 88-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка за шесть дней в январе 1945 года восстановили 15 танков.
Тяжёлый танк ИС-2 также был использован как база для тяжёлых самоходных артиллерийских установок ИСУ-122 и ИСУ-152.
«Начиная с 1944 года тяжёлые танки ИС-2 стали веским аргументом советского командования. Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки прорыва были остриём главного удара Красной армии. ИС-2 прорывали вражескую оборону, уничтожали немецкий зверинец тяжёлой техники, в городских боях действовали в составе штурмовых групп», - рассказал Горбунов.
Всего за годы войны было выпущено 3385 танков ИС-2. Эта боевая машина заслуженно считается одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны.
Увидеть ИС-2 можно на открытой площадке боевой техники Музея Победы.
#сб