Почему образовательные проекты не должны быть занудными, о воспитании в образовании и новой подаче исторической информации рассказал глава Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев. На вопросы агентства «Победа РФ» он ответил в ходе форума ««История для будущего. Новый взгляд».
- Как вы оцениваете поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», предложенные президентом Владимиром Путиным?
- Я позитивно их оцениваю. На мой взгляд – чем раньше мы начинаем работать в области воспитания, в области формирования у молодых людей, у школьников взгляда на мир, который нас окружает, тем лучше. Потому что мир вокруг нас агрессивен. Это нормально, мы это должны понимать. Интернет и другие средства коммуникации – они во многом диктуют повестку. Если раньше они просто передавали информацию, то теперь они ее формируют. И мы должны на это реагировать. В том числе и с точки зрения работы в школе.
Мы сегодня с коллегами из Минпросвещения говорили о федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ». Он создан по поручению президента Владимира Путина, которое было дано на заседании оргкомитета «Победа». Проект готовит Министерство просвещения при нашем участии, при участии Минкультуры, Министерства науки и высшего образования. И там основной фокус, конечно, будет направлен на школьников – это Юнармия, Российское движение школьников, конкурс «Большая перемена», вожатское движение и многое другое.
- Со школьниками ведется большая работа, но при этом в СМИ много сообщений о вандализме, когда подростки разбивают мемориалы, портят венки, тушат Вечный огонь. Как с этим бороться?
- Этому нужно противодействовать прежде всего рассказывая и донося информацию, правду, на что и направлены наши проекты.
Но я бы еще один аспект тут рассмотрел. В школьные годы я был пионером. И в какой-то момент в моде были фильмы про ковбоев и индейцев. И мы, дети, начали повязывать себе на лица галстуки. Мы ничего плохого не имели ввиду, просто нам в тот момент никто не донес простую информацию… Об этом много говорилось, но это было не очень понятно - что тогда галстук для пионера – это была часть советского знамени.
Нужно рассказывать - не менторствуя, не наставляя, не поучая, а на понятном языке и в понятных средах. Чтобы молодой человек относился к этой информации адекватно.
Мы должны понимать, что все наши образовательные проекты в хорошем смысле слова не должны быть занудными. Если мы будем говорить очень долго, много, даже об очень нужных вещах – мы потеряем фокус внимания ребенка и молодого человека. А значит мы точно не добьемся своей цели. Поэтому надо работать в этом направлении - на понятном языке в понятных средах доносить информацию о том, что такое историческая правда, и как нужно относиться к этим символам Победы, символам памяти и славы, о которых мы говорим.
- Какие инструменты нужны для лучшего диалога с молодежью?
- Мы, конечно, можем нарисовать плакат, повесить его на стене возле каждой школы, но его никто не прочитает. Мы должны быть там, где сейчас молодые люди. Мы должны быть в тех средах, в которых они находятся. И там мы должны работать.
Формируя именно такой подход мы и добьемся успеха. Ну а если мы будем от этого отказываться, говорить, что есть устоявшиеся формы, которые безусловно важны, то тут с успехом будет напряжённее.
- Каким образом нужно менять подачу исторической информации, чем ее дополнять?
- Мы находимся в Музее Победы. Те экспозиции, которые здесь сейчас развернуты, то как музей заиграл – это лучший пример того, как надо подавать информацию. Еще пример - Елка, которая проходит здесь в Новый год – я два раза уже водил своего сына и приведу еще раз. Потому что это интересно, наглядно и понятно.
Форум «История для будущего. Новый взгляд» проходил 5 октября в стенах Музея Победы. Мероприятие посвящено вопросам изучения и преподавания отечественной истории, в том числе проблеме искажения исторических фактов и попыткам их фальсификации. В дискуссиях на форуме принимали участие ведущие учёные, политические и общественные деятели, журналисты.
#сб