Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Судьба машины – Подвиг конструктора

6427

5 марта 2020 года исполнилось 80 лет знаменитому пробегу двух танков Т-34. Легендарные советские боевые машины преодолели 750 километров пути от завода в Харькове до стен московского Кремля.

Началось всё с того, что средний танк Т-34 постановлением Комитета обороны при СНК СССР № 443сс 19 декабря 1939 года был принят на вооружение Красной армии. Однако к весне 1940 года, когда был назначен показ боевой машины руководству страны, цикл его государственных испытаний был ещё не завершён.

К этому времени каждому из двух образцов танка Т-34, созданных на заводе №183 в Харькове, для окончания всего объёма испытаний необходимо было пройти на полигонах 2 тысячи километров.

Сделать это в срок заводские испытатели не успевали. Волевым решением главного конструктора Михаила Кошкина было принято решение: необходимый километраж танки пройдут не на полигоне, а в ходе танкового пробега до советской столицы.

5 марта 1940 года колонна из двух танков Т-34 и двух гусеничных тягачей «Ворошиловец», один из которых был оборудован под жильё, а другой с запчастями, взяла курс на столицу.

Из соображений секретности маршрут следования был проложен в обход крупных городов и населённых пунктов, а также основных транспортных артерий. Экипажам разрешалось пользоваться мостами в случае невозможности пересечь реку по льду или вброд, но исключительно в ночное время. График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но и прогноз погоды, а также расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях. При этом средняя скорость движения колонны не должна была превышать 30-35 км/ч.

Танковый пробег, в целом, прошёл удачно. Однако в пути не обошлось без одного инцидента. Недалеко от Белгорода, во время движения по заснеженной целине, у одного из танков сломался главный фрикцион. Главный конструктор танка Т-34 Михаил Кошкин решил продолжать движение с одним танком. К вышедшей из строя машине вызвали ремонтную бригаду, и она продолжила движение.

На подъезде к подмосковному Серпухову колонну встретил замнаркома среднего машиностроения Алексей Горегляд. Исправный танк прибыл в Москву на завод № 37 на юго-западе города. Через несколько дней пришла и вторая машина.

Во время пробега Михаил Ильич Кошкин серьёзно простудился, но от лечения отказался - нужно было завершить испытания.

В ночь на 17 марта 1940 года «тридцатьчетвёрки» прибыли на Ивановскую площадь московского Кремля.

Руководству страны будущие легендарные боевые машины понравились, после чего они были отправлены для дальнейших испытаний обстрелом различными снарядами. По результатам обстрела было решено внести изменения в конфигурацию башни.

Предсерийные танки Т-34 успешно показали себя и на Карельском перешейке, где их испытывали на оставшихся после войны с финнами противотанковых препятствиях линии Маннергейма.

31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о начале серийного производства танка Т-34.

В апреле 1940 года танки своим ходом отправились обратно в Харьков. В районе Орла одна из испытательных машин опрокинулась и ушла под воду. Помогая вытаскивать танк, Михаил Кошкин, который и так уже был сильно простужен, промок и окончательно подорвал здоровье. Уже будучи в Харькове заболевание обострилось. Конструктору пришлось удалить одно лёгкое.

Для реабилитации он был направлен в санаторий. Однако 26 сентября 1940 года, когда уже вовсю шло производство танка его разработки, в возрасте 41 года Михаил Ильич скончался. Случилось это за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны.

Легендарная боевая машина создавалась в крайне сжатые сроки и непростое для страны предвоенное время. Конструктор танка, Михаил Ильич Кошкин, сделал всё от него зависящее, чтобы «тридцатьчетвёрка» прошла испытания и была принята на вооружение, пожертвовав самым дорогим – жизнью.

В составе экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы под открытым небом представлена широкая экспозиция бронетанкового вооружения стран участниц Великой Отечественной войны и Второй мировой. В частности, полностью представлен весь парк советских бронетанковых войск - от танкеток начала 30-х годов прошлого столетия и заканчивая такими тяжеловесами, как ИС-3. Особое место в составе экспозиции занимают танки Т-34.

Один из них, танк Т-34-76, изготовленный заводом № 112 «Красное Сормово» в 1942 году, с надписью на башне «От рабочих Казахстана», в ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области пушечным огнем и гусеницами уничтожил более 100 немецких солдат. При преследовании отходящего врага под боевую машину были брошены 2 противотанковые гранаты. От взрыва одной из них гусеница танка разорвалась. Машину по инерции занесло, и она затонула в озере Жарки. Экипаж успел покинуть боевое отделение.

В октябре 1998 года танк подняли с девятиметровой глубины озера, а 29 апреля 1999 года администрация Новосокольнического района и поисковики передали его в дар музею.

Другой танк Т-34-76, с усовершенствованной башней типа «гайка», был изготовлен во второй половине 1942 года заводом № 183, эвакуированным из Харькова в Нижний Тагил. Он принимал участие в боевых действиях в Великолукском районе Псковской области. 13 декабря 1942 года танки Т-34-76 из состава 1-го батальона 33-й танковой бригады поддерживали в бою недалеко от деревни Островиты части и подразделения 44-й стрелковой дивизии. В разгар боя танк провалился под лёд, экипажу тоже удалось спастись.

На борту «тридцатьчетвёрки», извлеченного из болота Псковской областной военно-патриотической поисковой организацией «След Пантеры» сохранились надписи: «Доватор» и «За знамя ГКО». Эта боевая машина была отреставрирована и заняла своё достойное место в составе экспозиции Музея Победы в 2001 году.

Ещё один из танков этого типа установлен на постаменте у входа в дирекцию Музея Победы. Его башня, изготовленная Сталинградским тракторным заводом зимой 1941/1942 годов, была обнаружена на месте боевых действий на Карельском перешейке и передана в дар музею в ноябре 1998 года. Шасси танка Т-34 передано музею киноконцерном «Мосфильм» в 1995 году.

И, конечно же, музей имеет в своей коллекции выпускавшуюся с зимы 1944 года последнюю серийную модификацию танка – Т-34-85. Эта боевая машина была изготовлена заводом № 112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1945 году. Она принимала участие в боях на заключительном этапе Великой Отечественной войны. С 2002 года танк экспонируется на площадке бронетехники Музея Победы.

#дс

Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Начало Берлинской стратегической наступательной операции

80 лет назад Советская Армия начала одну из крупнейших в отечественной военной истории наступательных...

16.04.2025

Страницы истории

80 лет со дня взятия Вены
80 лет со дня взятия Вены

В эти весенние дни, 80 лет назад, Красная Армия продолжала победоносное шествие к Берлину,...

13.04.2025

Страницы истории

Восстание в Бухенвальде
Восстание в Бухенвальде

11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Дата связана с событиями...

11.04.2025

Страницы истории

Штурм Кенигсберга
Штурм Кенигсберга

9 апреля 80 лет назад завершилась одна из ключевых битв завершающего этапа Великой Отечественной...

09.04.2025

Страницы истории

95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды

6 апреля 1930 года в один день с высшей государственной наградой СССР — орденом...

06.04.2025

Страницы истории

Эталон бронетехники
Эталон бронетехники

80 лет назад, 29 марта 1945 года, на вооружение Красной Армии был принят ИС-3....

29.03.2025

Страницы истории

Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025
Восстание в Бухенвальде
Страницы истории
Восстание в Бухенвальде
11.04.2025
Штурм Кенигсберга
Страницы истории
Штурм Кенигсберга
09.04.2025
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
Страницы истории
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
06.04.2025
Эталон бронетехники
Страницы истории
Эталон бронетехники
29.03.2025
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025
Конференция союзных государств
Страницы истории
Конференция союзных государств
04.02.2025
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
Страницы истории
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
02.02.2025
«Атака века» легендарного подводника
Страницы истории
«Атака века» легендарного подводника
30.01.2025
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
Страницы истории
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
29.01.2025
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
Страницы истории
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
27.01.2025
Освобождение Освенцима
Страницы истории
Освобождение Освенцима
27.01.2025
Бомбардировка Берлина
Страницы истории
Бомбардировка Берлина
20.01.2025
Освобождение столицы Польши
Страницы истории
Освобождение столицы Польши
17.01.2025
Крах фюрера
Страницы истории
Крах фюрера
16.01.2025
Освобождение Ленинградской области
Страницы истории
Освобождение Ленинградской области
14.01.2025
Освобождение Восточной Пруссии
Страницы истории
Освобождение Восточной Пруссии
13.01.2025