В первые дни Великой Отечественной войны для переписки не хватало конвертов, так возрос уровень почтового потока. Тогда появились «фронтовые» письма-треугольники – лист с посланием перегибали по диагонали несколько раз: сначала справа налево, потом – слева направо. Адрес писали на обратной стороне, а марки не наклеивались.
В фронтовых адресах не указывали географических названий. Как точка доставки указывалась «Д.К.А.» (Действующая Красная Армия), затем порядковый номер полевой почтовой станции, а после особый условный код воинской части, который знали только уполномоченные лица.
Нередко письмо предназначалось уже погибшему бойцу. Тогда весточку из дома отправляли обратно, сделав запись о гибели адресата, Такие возвратные письма нередко заменяли «похоронку».
Если солдат попадал в госпиталь или его переводили в другую часть, на письмо ставили новый адрес и отправляли дальше. Некоторые письма не успевали за адресатом и доставлялись с опозданием.
На фронт ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. Круглосуточно работали почтовые сортировочные пункты, почтовые вагоны с вестями из дома пропускали по железным дорогам на особых условиях. Если в начале войны корреспонденция перевозилась преимущественно поездами, то с 1943 года широкое распространение получила почтовая авиация.
Большую часть экспедиторов – так официально называли военных почтальонов – составляли мужчины. Это связано с тем, что сумки с письмами были довольно внушительны по весу, практически как пулемёт.
Экспедиторы подвергались на фронте значительной опасности: нередки были случаи их гибели, уничтожения врагом целых эшелонов с почтой.
Ежегодно во второе воскресенье июля в России отмечается День российской почты. В фондах Музея Победы хранится свыше четырех тысяч фронтовых писем. Эти бесценные музейные экспонаты сквозь время доносят до нас память о войне и ее героях.
#аж_аг