Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Дорога Жизни: Блокада Ленинграда

1056

Дорога Жизни: Блокада Ленинграда Дорога жизни через Ладожское озеро. Блокада Ленинграда. Снимок был сделан зимой 1942 года. Фото: Александр Бродский / РИА Новости

82 года назад началось автомобильное движение по ледовой дороге из окруженного немцами Ленинграда.  22 ноября 1941 года выехала первая колонна грузовиков отдельного автомобильного батальона. За блокадную зиму 1941-1942 годов по Дороге жизни в город на Неве было доставлено более 360 тысяч тонн груза, вывезено полмиллиона женщин и детей.

«8 сентября 1941 г. немцы взяли Шлиссельбург. Ленинград с населением 3,2 млн чел. был блокирован с суши. В городе не было достаточно запасов для питания жителей: в миллионнике их просто невозможно скопить. Даже если бы сохранилась провизия на разбомбленных Бадаевских складах, это бы лишь ненадолго отсрочило голод. Выживание жителей, как и эвакуация, поставки боеприпасов, материалов для военных заводов (в осажденном городе, помимо жителей, находился целый Ленинградский фронт), стали зависеть от Дороги жизни, путей сообщения через Ладожское озеро. С 12 сентября начались перевозки баржами», — рассказал методист научно-методического отдела Музея Победы, к. и. н. Дмитрий Кочетов.

«В октябре приступили к подготовке ледовой трассы. Снабжение города нельзя было прерывать на зиму. Лед на Ладоге, его вязкость, грузоподъемность, условия пролома изучал коллектив физиков, прежде всего из ЛФТИ, во главе с Павлом Павловичем Кобеко, участвовали Борис Петрович Вейнберг (18 апреля 1942 г. умер от голода), Наум Моисеевич Рейнов и др. Они определили трассировку дороги, изучали изменения льда для определения даты открытия трассы», — пояснил он.

«Организация ледовой магистрали явилась результатом совместной работы ученых, архитекторов, военных, медиков, водолазов, техников, шоферов и многих других специалистов и рабочих под командованием генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Хозина (19 ноября подписал приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро), командующего Ленинградским фронтом, и начальника тыла фронта генерал-майора интендантской службы Феофана Николаевича Лагунова (13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи»), — подчеркнул Дмитрий Кочетов.

«Начальником дороги до 7 декабря был полковник Василий Георгиевич Монахов. С 7 декабря и до прорыва блокады — капитан 2-го ранга Михаил Александрович Нефедов (погиб при налете люфтваффе 24 мая 1943 г.)», — добавил он.

22 ноября по Дороге жизни вышла из Ленинграда первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА 388 отдельного автомобильного батальона во главе с капитаном Василием Антоновичем Порчуновым. Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: толщина льда на трассе была не более 18 см, дорога была еще почти не подготовлена.

«Водители ехали на малой скорости, с распахнутыми дверями на случай провала под лед. Для светомаскировки предписывалось гасить фары. Единственными ориентирами на трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны (на восточном берегу Ладожского озера). Но ночью метки были практически незаметны. Утром следующего дня водители выехали обратно, доставляя продовольствие в осажденный город», — отметил методист научно-методического отдела Музея Победы.

«На трассе, маршрут которой по мере укрепления льда неоднократно меняли, организовали двухполосное движение для лучшей пропускной способности», — пояснил Дмитрий Кочетов.

«К счастью, в итоге потерпели провал попытки немцев отрезать Ладожское озеро от железных дорог. 9 декабря Красная армия освободила потерянный в ноябре Тихвин, к середине декабря очистила всю железную дорогу до Волхова. Это упростило подвоз припасов к восточному берегу Ладоги по железной дороге», — уточнил он.

«Работа ледовой автомобильной трассы продолжалась вплоть до конца апреля 1942 года. За это время было доставлено свыше 300 тысяч тонн грузов, эвакуировано более 500 тысяч человек.
Подвиг людей, организовавших Дорогу жизни, внес решающий вклад в выживание блокадного Ленинграда в самую страшную блокадную зиму», — подчеркнул историк.

#ак

85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»

В 1938 году в наградную систему Советского Союза было введено звание Героя Социалистического Труда....

22.05.2025

Страницы истории

Военная гидрометеорология без тайн
Военная гидрометеорология без тайн

Накануне Великой Отечественной войны отечественная гидрометеорологическая отрасль являлась обособленной инстанцией под руководством Совета Народных...

16.05.2025

Страницы истории

Московскому метрополитену 90 лет
Московскому метрополитену 90 лет

Идея строительства метрополитена в Москве появилась в 1901 году в виде эскизного проекта. Спустя...

15.05.2025

Страницы истории

Медали «За победу над Германией» 80 лет  
Медали «За победу над Германией» 80 лет  

9 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За победу...

09.05.2025

Страницы истории

50 лет первому исполнению знаменитой песни
50 лет первому исполнению знаменитой песни

9 мая 1975 года состоялось первое исполнение песни «День Победы». Ее написали поэт Владимир...

09.05.2025

Страницы истории

Победоносное завершение Великой Отечественной
Победоносное завершение Великой Отечественной

80 лет назад, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года, был подписан...

09.05.2025

Страницы истории

85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
Страницы истории
85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
22.05.2025
Военная гидрометеорология без тайн
Страницы истории
Военная гидрометеорология без тайн
16.05.2025
Московскому метрополитену 90 лет
Страницы истории
Московскому метрополитену 90 лет
15.05.2025
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
Страницы истории
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
09.05.2025
50 лет первому исполнению знаменитой песни
Страницы истории
50 лет первому исполнению знаменитой песни
09.05.2025
Победоносное завершение Великой Отечественной
Страницы истории
Победоносное завершение Великой Отечественной
09.05.2025
Высшей степени отличия городов — 65 лет
Страницы истории
Высшей степени отличия городов — 65 лет
08.05.2025
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
Страницы истории
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
06.05.2025
Освобождение Праги
Страницы истории
Освобождение Праги
05.05.2025
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Страницы истории
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30.04.2025
Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025
Восстание в Бухенвальде
Страницы истории
Восстание в Бухенвальде
11.04.2025
Штурм Кенигсберга
Страницы истории
Штурм Кенигсберга
09.04.2025
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
Страницы истории
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
06.04.2025
Эталон бронетехники
Страницы истории
Эталон бронетехники
29.03.2025
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025