Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Дорога Жизни: Блокада Ленинграда

1082

Дорога Жизни: Блокада Ленинграда Дорога жизни через Ладожское озеро. Блокада Ленинграда. Снимок был сделан зимой 1942 года. Фото: Александр Бродский / РИА Новости

82 года назад началось автомобильное движение по ледовой дороге из окруженного немцами Ленинграда.  22 ноября 1941 года выехала первая колонна грузовиков отдельного автомобильного батальона. За блокадную зиму 1941-1942 годов по Дороге жизни в город на Неве было доставлено более 360 тысяч тонн груза, вывезено полмиллиона женщин и детей.

«8 сентября 1941 г. немцы взяли Шлиссельбург. Ленинград с населением 3,2 млн чел. был блокирован с суши. В городе не было достаточно запасов для питания жителей: в миллионнике их просто невозможно скопить. Даже если бы сохранилась провизия на разбомбленных Бадаевских складах, это бы лишь ненадолго отсрочило голод. Выживание жителей, как и эвакуация, поставки боеприпасов, материалов для военных заводов (в осажденном городе, помимо жителей, находился целый Ленинградский фронт), стали зависеть от Дороги жизни, путей сообщения через Ладожское озеро. С 12 сентября начались перевозки баржами», — рассказал методист научно-методического отдела Музея Победы, к. и. н. Дмитрий Кочетов.

«В октябре приступили к подготовке ледовой трассы. Снабжение города нельзя было прерывать на зиму. Лед на Ладоге, его вязкость, грузоподъемность, условия пролома изучал коллектив физиков, прежде всего из ЛФТИ, во главе с Павлом Павловичем Кобеко, участвовали Борис Петрович Вейнберг (18 апреля 1942 г. умер от голода), Наум Моисеевич Рейнов и др. Они определили трассировку дороги, изучали изменения льда для определения даты открытия трассы», — пояснил он.

«Организация ледовой магистрали явилась результатом совместной работы ученых, архитекторов, военных, медиков, водолазов, техников, шоферов и многих других специалистов и рабочих под командованием генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Хозина (19 ноября подписал приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро), командующего Ленинградским фронтом, и начальника тыла фронта генерал-майора интендантской службы Феофана Николаевича Лагунова (13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи»), — подчеркнул Дмитрий Кочетов.

«Начальником дороги до 7 декабря был полковник Василий Георгиевич Монахов. С 7 декабря и до прорыва блокады — капитан 2-го ранга Михаил Александрович Нефедов (погиб при налете люфтваффе 24 мая 1943 г.)», — добавил он.

22 ноября по Дороге жизни вышла из Ленинграда первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА 388 отдельного автомобильного батальона во главе с капитаном Василием Антоновичем Порчуновым. Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: толщина льда на трассе была не более 18 см, дорога была еще почти не подготовлена.

«Водители ехали на малой скорости, с распахнутыми дверями на случай провала под лед. Для светомаскировки предписывалось гасить фары. Единственными ориентирами на трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны (на восточном берегу Ладожского озера). Но ночью метки были практически незаметны. Утром следующего дня водители выехали обратно, доставляя продовольствие в осажденный город», — отметил методист научно-методического отдела Музея Победы.

«На трассе, маршрут которой по мере укрепления льда неоднократно меняли, организовали двухполосное движение для лучшей пропускной способности», — пояснил Дмитрий Кочетов.

«К счастью, в итоге потерпели провал попытки немцев отрезать Ладожское озеро от железных дорог. 9 декабря Красная армия освободила потерянный в ноябре Тихвин, к середине декабря очистила всю железную дорогу до Волхова. Это упростило подвоз припасов к восточному берегу Ладоги по железной дороге», — уточнил он.

«Работа ледовой автомобильной трассы продолжалась вплоть до конца апреля 1942 года. За это время было доставлено свыше 300 тысяч тонн грузов, эвакуировано более 500 тысяч человек.
Подвиг людей, организовавших Дорогу жизни, внес решающий вклад в выживание блокадного Ленинграда в самую страшную блокадную зиму», — подчеркнул историк.

#ак

История высшего военного звания
История высшего военного звания

26 июня 1945 года было учреждено звание Генералиссимуса Советского Союза. С этой знаменательной даты...

26.06.2025

Страницы истории

Триумфальное шествие в честь Победы
Триумфальное шествие в честь Победы

24 июня 1945 года исполняется 80 лет со дня проведения первого Парада Победы. В...

24.06.2025

Страницы истории

Возвращение Знамени Победы
Возвращение Знамени Победы

80 лет назад, 20 июня 1945 года, из Берлина в Москву было доставлено Знамя...

20.06.2025

Страницы истории

Введение особых наград
Введение особых наград

80 лет назад, 9 июня 1945 года, были учреждены медали СССР «За взятие Берлина»,...

09.06.2025

Страницы истории

Послевоенное переустройство Германии
Послевоенное переустройство Германии

80 лет назад, 5 июня 1945 года, в Берлине состоялось подписание Декларации о поражении Германии...

05.06.2025

Страницы истории

Орден с трехвековой историей
Орден с трехвековой историей

300 лет назад, 1 июня 1725 года, был учрежден орден Александра Невского. Эта награда определенно...

01.06.2025

Страницы истории

История высшего военного звания
Страницы истории
История высшего военного звания
26.06.2025
Триумфальное шествие в честь Победы
Страницы истории
Триумфальное шествие в честь Победы
24.06.2025
Возвращение Знамени Победы
Страницы истории
Возвращение Знамени Победы
20.06.2025
Введение особых наград
Страницы истории
Введение особых наград
09.06.2025
Послевоенное переустройство Германии
Страницы истории
Послевоенное переустройство Германии
05.06.2025
Орден с трехвековой историей
Страницы истории
Орден с трехвековой историей
01.06.2025
85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
Страницы истории
85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
22.05.2025
Военная гидрометеорология без тайн
Страницы истории
Военная гидрометеорология без тайн
16.05.2025
Московскому метрополитену 90 лет
Страницы истории
Московскому метрополитену 90 лет
15.05.2025
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
Страницы истории
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
09.05.2025
50 лет первому исполнению знаменитой песни
Страницы истории
50 лет первому исполнению знаменитой песни
09.05.2025
Победоносное завершение Великой Отечественной
Страницы истории
Победоносное завершение Великой Отечественной
09.05.2025
Высшей степени отличия городов — 65 лет
Страницы истории
Высшей степени отличия городов — 65 лет
08.05.2025
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
Страницы истории
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
06.05.2025
Освобождение Праги
Страницы истории
Освобождение Праги
05.05.2025
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Страницы истории
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30.04.2025
Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025