Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы «Музейные фонды: формирование, учет, хранение, использование», старший научный сотрудник отдела фондов и хранитель коллекции млекопитающих Государственного Дарвиновского музея (г. Москва) Наталья Красных в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о нюансах своей работы и необходимости повышения профессионального мастерства, а также о связи экологии и патриотизма.
— Наталья Александровна, расскажите о том, как вы стали хранителем музейных предметов, и об особенностях этой работы.
Я 10 лет в музее. Хранителем работаю четвертый год. До этого я работала экскурсоводом, сотрудником просветительского отдела, уже потом перешла в фонды. Ну и, соответственно, стала перенимать фондовое мастерство. Ты знаешь, что есть какая-то книга поступлений, но для тебя это что-то очень далекое. Думаешь, что сектор учета — это просто люди, которые занимаются бумажками. А когда ты уже начинаешь работать в фондах, на все это смотришь изнутри, то понимаешь, что музей — это коллекция и твоя главная задача — ее сохранить. От того, как ты работаешь, зависит будущее музея в прямом смысле. Потому что, если хранитель плохо работает, это выльется в большую потерю для музея. Как говорит мой начальник, можно не очень хорошо водить экскурсии, не очень качественно делать выставки, но если хранитель плохо работает — это катастрофа. На фондовика нельзя выучиться, им становишься, когда начинаешь работать, когда находишься под началом хорошего главного хранителя, который тебе всячески помогает, объясняет, потому что вопросов очень много.
— Как вы обеспечиваете сохранность коллекции млекопитающих?
Так как мы биологический музей, наша проблема в том, что биоматериал очень хрупкий. На него влияют не только температура и влажность, но и биологические разрушения, связанные с кожеедами. Поэтому главная задача хранителя — каждый день ходить и осматривать экспонаты. Ты, как детектив, должен вовремя увидеть, если что-то пошло не так. Вредители же маленькие, их надо вовремя заметить, поэтому в нашей работе важна внимательность. Ну и, конечно, я не знала, что мы коллекции обрабатываем два раза в год особыми репеллентами. Мы надеваем специальные костюмы, потому что для человека они вроде не вредны, но когда ты обрабатываешь оборудование, огромную коллекцию (а у меня пять хранилищ и большое количество экспонатов), то это не очень хорошо для здоровья. Для меня первые обработки были такие сложные. Я потом пришла домой, и в выходные просто лежала, потому что это и физически сложно, и организм в шоке. Еще из нового — моменты выдачи экспонатов и приема экспонатов с выставки на выставку, этикетки, как мы их храним, как мы их снимаем, что мы с этим делаем, подписи на подставках. Много нового, много интересного. Это такая настоящая музейная работа, и мне это очень нравится. Хотя я не против просвещения, я очень люблю это.
— Основные посетители вашего музея — это дети?
Конечно, музей настроен на семейное посещение, когда приходят взрослые со своими детьми. В выходные есть интерактивные программы для маленьких детей. У нас есть «Дошкольная академия», где занятия для дошкольников специально разработаны, но при этом участвуют и взрослые. Мне кажется, очень важно, когда родители со своими детьми вместе что-то делают. Ведь взрослые работают, дети в детских садах, и они мало общаются, а музей предоставляет им возможность побыть вместе, сблизиться в какой-то совместной деятельности. Еще у нас есть интерактивный образовательный центр «Познай себя — познай мир», где все можно потрогать, посмотреть. Есть интерактивная экспозиция «Пройди путем эволюции» — это лабиринт, который рассказывает о том, как появилась жизнь на нашей планете, как она развивалась. Это все для семейных групп. Ну и, конечно, у нас большое количество школьников, особенно в учебный год. У нас бывает очень много экскурсий — до 40–60 в день. То есть каждый час по несколько экскурсий в зал мы запускаем. Это такой непрерывный поток. Но это здорово, что нас любят, знают и приходят. И к нам записаться на экскурсии бывает очень сложно. Но мы тоже стараемся, чтобы все к нам попали.
— Как вы прививаете маленьким посетителям любовь к родной природе?
Мы рассказываем, что человек — часть большого мира, который очень хрупкий, нуждается в нашей заботе, и это ответственность каждого. Многое зависит от того, как ты ведешь себя в природе, как ты сортируешь или не сортируешь мусор, закрываешь ли воду, когда чистишь зубы. Мы стараемся показать, что человек — это часть биологического мира и такая часть, которая должна очень аккуратно себя вести, иначе мир просто перестанет существовать в нынешнем виде. Мы пытаемся заинтересовать детей и взрослых познанием окружающего мира как неотъемлемой части жизни человека. Поэтому, конечно, мы стараемся прививать любовь к окружающему миру, рассказываем о природном разнообразии нашей большой страны, о животных и растениях, и таким образом прививаем любовь к Родине.
— Проходили ли в Дарвиновском музее программы, посвященные 80-летию Победы?
Конечно, мы тоже отмечали годовщину Победы. Мы создали интерактивный тачскрин, на котором были показаны родственники наших сотрудников, участвовавшие в Великой Отечественной войне, и представлена краткая сводка о них. Мы у всех сотрудников собрали информацию, потому что нет такой семьи, где бы не воевали. У нас также была выставка, посвященная тому, как музей переживал годы войны. Чтобы при попадании снаряда экспонаты не пострадали, их снесли вниз, в такое бомбоубежище. Но несколько экспонатов все же не удалось уберечь. У нас есть голова лося, которую мы называем «опаленная войной». Ее успели вынести и потушить, но она пострадала. И мы специально этот экспонат не реставрируем — он остался как свидетельство того страшного времени. Основатель музея, Александр Федорович Котс, читал лекции в госпиталях, просвещал военных, которые находились на лечении. Таким образом Дарвиновский музей переживал войну. И выставка рассказала, что музей — это не просто экспонаты, это люди, которые переживали трагический момент истории нашей страны. И была у нас еще одна выставка совместно с Институтом проблем экологии и эволюции имени Северцова, посвященная ученым-фронтовикам. Например, немало генетиков участвовало в войне и многие из них не вернулись. Мы рассказали, какой вклад они внесли и в науку, и в Победу.
— Что вы ожидаете от участия в образовательном курсе Академии Музея Победы?
Когда мне начальник рассказал об этих курсах, на которых можно узнать что-то новое о работе хранителя, о том, как в других музеях идет работа, я, конечно, с радостью согласилась и сюда приехала. Сейчас пока идут какие-то базовые повторения и систематизация в голове всех знаний, которые мне дали в моем музее. И ты здесь понимаешь, для чего работаешь, почему это важно. Наш музей ведь не только чучела хранит, у нас еще большая коллекция редкой книги, живописи, графики. Поэтому на курсах я начала глубже понимать некоторые профессиональные моменты. Также надеюсь, что пойму, как можно исключать из музейного фонда экспонаты, потому что у нас назрел такой вопрос. Еще узнаю, как смотрят за экспозицией, потому что у нас в витринах все, а у вас довольно много чего в открытом доступе. Ну и, конечно, меня впечатлил сам Музей Победы. Я первый раз посетила экспозицию «Подвиг Народа». Меня поразило то, как все сделано, — ее интерактивность и насыщенность.
#нп


