Стыдно признаться, но раньше я дилетантски полагал, что граница между Россией и Финляндией проходит непосредственно за Выборгом. Но оказалось, что к западу от этого города простирается еще целых 35 километров российской земли. Решил использовать посещение Выборга для того, чтобы побывать в этом приграничье. Остановился на одной из туристических баз на берегу живописного Сайменского канала. Предполагалось катание на лодке и любование красотами… Но, видимо, так устроены историки, что история поджидает их буквально за каждым кустом.
Вот в лес уходит и теряется где-то в карельской зелени совершенно неприметная аллея, бортики которой выложены камнем. Как не посмотреть, куда она ведет? Оказалось, что к массивному камню. На камне фото: советские и финские военнослужащие курят сигареты, сидя возле того самого места, где я полчаса назад катался на сапе. Под фотографией надпись на двух языках: «Здесь на Сайменском канале 4 сентября 1944 года прошли первые мирные встречи между бывшими противниками после вступления в силу соглашения о прекращении огня между СССР и Финляндией».
Вот как! Ехал за карельской пасторалью и, как обычно, попал в историю. Вечер того дня, естественно, посвятил изучению вопроса. Что же удалось выяснить? 22 июня 1941 года Германия вторглась в пределы СССР. Спустя всего четыре дня, немецкую агрессию поддержали и финны. Несмотря на упорное сопротивление воинов советской 23-й армии, они дошли практически до Сестрорецка, после чего линия фронта стабилизировалась и оставалась таковой на протяжении последующих дней, месяцев и лет, пока армия Финляндии удерживала свой сегмент блокадного кольца. Если здесь продвинуться дальше ей не позволили, то в Карелии финны продемонстрировали куда большие успехи в наступлении.
В 1944 году маятник войны окончательно качнулся не в пользу наших оппонентов. Красная Армия изгнала немцев за пределы страны, неуклонно следуя к их столице. Та же участь ожидала и Финляндию. Наши войска освободили Выборг и готовы были перейти границу. Но СССР было уместнее вывести соседнюю страну из войны, чтобы обезопасить правый фланг советско-германского фронта, снять угрозу Мурманску и, наконец, высвободить значительное количество войск для усиления наступления на основном направлении.
Здесь интересы СССР и Финляндии сошлись. Понимая, что война проиграна, а планы создания Большой Финляндии аж до Урала не состоялись, соседи согласились на переговоры о выходе из войны. Они заняли некоторое время. СССР на правах победителя продиктовал побежденным условия, на которые те вынуждены были согласиться. Это был и отвод войск за линию границы 1940 года, и предоставление в аренду СССР военно-морских баз, и разоружение немецких подразделений, и даже объявление войны Германии. Соглашение об этом было подписано 19 сентября 1944 года в Москве.
Но пока, как говорят современные дипломаты, между сторонами велись консультации и обсуждались все детали предстоящего мира, войска обеих сторон прекратили ведение боевых действий. Страны все еще формально находились в состоянии войны, но стрелять друг в друга уже не было смысла, поскольку столицы договаривались о мирном сосуществовании. На берегу Сайменского канала 4 сентября 1944 года советские и финские воины впервые встретились для налаживания мирной коммуникации. Это явление вошло в историю как «Мир на Сайме».
Спустя десятилетия этот сюжет не особо известен на федеральном уровне, но память о нем бережно хранят местные краеведы. На туристической базе, на которой я отдыхал, по инициативе, на частные деньги и на земле местного мецената работает кафе-музей, который так и называется — «Мир на Сайме». Рекламировать в интернете ничего нельзя, но каждый желающий легко найдет информацию об этом интересном месте, которое я всем рекомендую посетить.
Такова история нашей страны — куда ни поедешь, везде вершились судьбы, везде творилась история, везде происходило что-то интересное. Воистину — история за каждым кустом!
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак
- Фото: из личного архива автора — военного историка, доктора исторических наук Владимира Прямицына
- Фото: из личного архива автора — военного историка, доктора исторических наук Владимира Прямицына





