С 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме прошла третья и завершающая конференция в серии специальных встреч руководителей союзных государств-членов антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритании.
Конференция проходила в пригороде Берлина, ввиду сильных разрушений столицы поверженной Германии. После долгих поисков для проведения встреч делегатов было решено использовать замок Цецилиенгоф – «четырехугольник» со 176-ю комнатами и внутренним двориком. Одним из символов конференции стал большой круглый стол, показывавший равноправие глав государств «большой тройки» (его срочно изготовили на московской фабрике «Люкс» и доставили в замок). Под жилье были подобраны три сохранившиеся фешенебельные виллы в поселке Нойбабельсберг. Прибывшие представители союзников выдвинули свои требования: наладить надежную связь со своими странами, покрасить жилые помещения в соответствующие тона.
Делегации возглавили Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин, президент США Г. Трумэн и премьер-министр Великобритании У. Черчилль (с 28 июля его заменил новый премьер-министр К. Эттли.).
Основным в повестке конференции являлся вопрос дальнейшего послевоенного устройства Германии и Европы в целом. «Большая тройка» определила, что верховная власть в стране будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании, Франции – каждым в своей зоне оккупации. По вопросам, затрагивающим Германию в целом, они должны были действовать совместно в качестве членов единого органа управления – Союзного контрольного совета. Целями оккупации объявлялись: полное разоружение и демилитаризация – упразднение германских вооруженных сил со всеми их организациями, штабами и учреждениями, учебными заведениями; ликвидация военной промышленности, уничтожение или сдача союзникам всего вооружения и амуниции. Потсдамские соглашения предусматривали и кардинальную перестройку политической жизни немцев на демократической основе, в том числе уничтожение фашистской партии, ее филиалов, подконтрольных организаций и учреждений с тем, чтобы они не возродились ни в какой форме.
После длительных обсуждений делегациями было достигнуто соглашение о репарациях, подтверждавшее право народов, пострадавших от германской агрессии, на компенсации (из своих зон оккупации и за счет германских вложений за границей).
Одним из важнейших решений явилось утверждение границ, сложившихся в Восточной Европе. Берлинская конференция определила новую польско-германскую границу по линии Одер – Западная Нейсе. Польше передавалась часть Восточной Пруссии, а также территория бывшего г. Данцига (Гданьск). Конференция согласилась на передачу Советскому Союзу г. Кенигсберга (с 1946 г. – Калининград) и прилегающего к нему района.
В итоговом коммюнике сообщалось, что прошедшая встреча «укрепила связи между тремя правительствами и расширила рамки их сотрудничества и понимания». Подчеркивалось, что правительства участников конференции «вместе с другими объединенными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира». Однако круглый стол, олицетворявший равноправие и дружественный характер встречи, оказался с «острыми углами». За внешним фасадом союзнических отношений царила атмосфера напряженности и недоверия. Чего только стоит история, которую разыграли Черчилль и Трумэн, чтобы как бы невзначай – «между делом» сообщить Сталину о том, что США обладают новым оружием необычайной разрушительной силы. Как известно, Сталин, прекрасно осведомленный об успехах «Проекта Манхэттен»[1] из сообщений советской разведки, с поразительным спокойствием отреагировал на сообщение главы американского государства, чем ввел последнего в явный ступор. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков свидетельствовал: «Вернувшись с заседания, И.В. Сталин в моем присутствии рассказал В.М. Молотову о состоявшемся разговоре с Г. Трумэном. В.М. Молотов тут же сказал: «Цену себе набивают». И.В. Сталин рассмеялся: «Пусть набивают. Надо будет поговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы». Я понял, что речь шла о создании атомной бомбы».
Неограниченные возможности ядерного оружия опьяняли его обладателей. Всего через три месяца после принятых в Потсдаме договоренностей о совместных усилиях в деле поддержания мира, в США приступили к разработке плана, предусматривавшего бомбардировки крупнейших советских городов с использованием ядерного оружия. До фултонской речи Черчилля – давшей официальный старт холодной войне – оставалось немногим более полугода…
#ак_еб
[1] Кодовое название программы США по разработке ядерного оружия.



