В Музее Победы состоялась премьера художественного фильма «Елка без огней», снятого в Международном детском центре «Артек» по мотивам дневника одиннадцатилетней блокадницы.
В основу картины легли недавно найденные записки одиннадцатилетней ленинградской школьницы: в декабре 1942 года Анеля Комарчева вела дневник, находясь в госпитале осажденного города.
Год назад тетрадку, исписанную химическим карандашом, передали в музей МДЦ «Артек», где ей заинтересовались наставники-кинематографисты Киностудии имени Кира Булычева, которые ведут в «Артеке» образовательную программу «Ты — кадр».
Подготовка сценария и постановка фильма велись совместно с ребятами из «новогодней» артековской смены лагеря «Лазурный». В кадре побывали все дети восьмого киноотряда.
«Отталкиваясь от дневника юной блокадницы, мы добавили в сюжет важную линию: один из основателей и первый директор «Артека» Федор Шишмарев, выйдя на пенсию, во время войны жил в Ленинграде, лечил и помогал детям. Увы, он не пережил первую, самую тяжелую блокадную зиму, и мы перенесли время действия фильма на год назад, чтобы по сюжету встреча главной героини и доктора смогла состояться», — рассказал генеральный продюсер Киностудии им. Кира Булычева Дмитрий Белосохов.
На экране зрители видят историю самой холодной зимы блокадного Ленинграда. Работая неделями на «оборонке», мама одиннадцатилетней Анелии передает дочь в детский интернат-госпиталь, поскольку выжить в одиночку девочке было невозможно. Анелия очень слаба, и ей не хватает сил поначалу поднимать свой авторитет среди постояльцев интерната. В это же время все ребята проживают эмоционально сложнейший период — они поминают, что среди них вор, крадущий самое дорогое, что есть — еду. Анелии удается вычислить грабителя, но перед ней встает сложный выбор между предательством и дружбой.
«Самая сложная сцена была снята в чулане: откровение девчонок. Мы долго ее снимали, но каждая минута стоила итогового результата. Я пытался «вытащить» из них сокровенное. Ведь это было самое страшное — признаться в краже еды, и на этом эпизоде нужны были особые эмоции — эмоции дилеммы: сдать подругу или помочь ей исправить ошибку», — поделился Дмитрий Белосохов.
«Мне выпала роль девочки со сложной судьбой. Она идет на кражу не просто так. У нее нет матери, отношение мачехи описывается одной фразой: «Если меня выгонят, я к ней не вернусь». Моей героине очень сложно, но она принимает правильное решение. Честное. Когда я пыталась поставить себя на ее место, я понимала, что не только бы не украла чужое, но еще и отдала бы свое», — поделилась исполнительница одной из главных ролей Дарья Павлова.
Реквизит и костюмы для фильма киногруппа собирала по всему Крыму. Для исполнения взрослых ролей были приглашены артисты из труппы Крымского академического русского драматического театра им. Максима Горького.
«Это был самый настоящий кинематографический вызов: снимать замерзающий, осажденный северный город на южном побережье Крыма, где почти всегда — яркий южный свет, кругом кипарисы и даже банальные ушанки в остром дефиците. Но когда накануне окончания съемок в Крыму пошел густой снег — мы еще раз убедились, что делаем правильное и нужное дело. Это было просто подарком для киногруппы в последние съемочные дни», — рассказал наставник по режиссуре Никита Сутырин.
Кроме дневниковых записей в тетради есть и авторские стихи девочки — некоторые из них также вошли в фильм.
«Елка без огней» — именно коллективный акт памяти и почтения россиян разных поколений из разных регионов к подвигу ленинградцев, переживших блокаду Ленинграда, отметили авторы картины.
#ик