Новая модификация легендарного среднего советского танка Т-34 — Т-34-85 была принята на вооружение бронетанковых частей Сухопутных войск РККА 80 лет назад, 23 января 1944 года, приказом № 5020сс Государственного Комитета Обороны СССР.
Овеянный боевой славой, танк Т-34-85 стал последней версией детища Михаила Кошкина, которое было разработано под его руководством харьковскими танкостроителями и принято на вооружение Красной армии в декабре 1939 года.
Т-34-85 стал настоящим символом освобождения от оккупации для граждан Советского Союза и жителей Европы, чьи страны освобождали наши солдаты и офицеры. Эта боевая машина стала символом мужества и героизма советских танкистов, в честь которых танки именно этой модификации устанавливались на десятках постаментах и мемориалах в послевоенное время в десятках городов СССР и Европейского союза.
В течение Великой Отечественной войны советские конструкторы во взаимодействии с требованиями и мнением танкистов вели всестороннюю работу по улучшению характеристик танка Т-34, который имел вкупе, казалось бы, на первый взгляд, не особо конструкционно выдающиеся характеристики по отдельности. Но если их сложить все вместе, то одно дополняло другое на советском танке и не применялись в зарубежных аналогах, тем самым наши танкостроители заставили инженеров других стран в военное и послевоенное время подражать себе.
Еще осенью 1941 года в руки к немецким инженерам попал один из образцов танка Т-34 обр. 1941 года. Этот танк, чья наклонная броня, мощная танковая пушка, экономичный дизельный двигатель и ряд других характеристик стали катализатором форсирования работ по созданию тяжелого танка — будущего Pz VI «Тигр» — и среднего танка Pz V «Пантера». Их броня толще советской, а оружия позволяли подбивать Т-34 на расстояниях до 1,5 км.
Советские танкисты технически отстали на некоторое время, когда с этими танками в больших количествах они встретились на Курской дуге летом 1943 года. Именно по результатам прошедших боев встал вопрос о совершенствовании конструкции и вооружения Т-34. Благодаря научно-техническому прогрессу осенью 1943 года в бронетанковые войска пошли на вооружение тяжелые танки ИС-2 , а в январе на замену Т-34-76 пришла новая модификация Т-34-85.
Главное, что подверглось улучшению в Т-34, это новое мощное 85-мм танковое орудие. Изначально планировалось, что в новую трехместную башню взамен старой двухместной и с 76-мм пушкой, которая хорошо себя показала до 1942 года, будет устанавливаться пушка Д-5Т-85. Первые серийные танки попали на фронт именно с с пушкой Д-5Т-85, но поскольку пушка имела ряд конструктивных недостатков, то ее заменили на другую, более удачную из 85-мм пушек, которая именовалась ЗИС-С-53. Эта пушка была создана на основе зенитного орудия.
Новая 85-мм пушка позволяла советским танкистам с расстояния в один километр бронебойным снарядом пробивать 100-мм броню. Применяя подкалиберные, или, как их называли еще, «бронепрожигающие» снаряды, к примеру с 500 метров, могли поражать и вражескую бронетехнику с толщиной брони до 140 мм, что позволяло гарантированно поражать в лоб почти весь парк бронетехники гитлеровской Германии и ее союзников, кроме лобовой проекции танков «Пантера» и «Королевский Тигр» — их наклонную броню было проблематично пробить, поэтому их поражали, как правило, в бортовую проекцию. Боекомплект составлял почти 60 снарядов различного типа и до 2 тысяч патронов к пулеметам.
Приводил в движение боевую машину надежный танковый 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизельный двигатель В-2-34, номинальная мощность которого была равна 450 л. с. при 1800 об/мин с возможностью увеличения до 500 л. с. У танка увеличили емкость топливных баков до 540 литров, что повысило запас хода танка до почти 350 км по проселочной дороге и до 420 по шоссе.
Отличительной чертой новой модификации в связи с установкой нового орудия стала трехместная башня новой формы. На крыше башни устанавливалась командирская башенка с двустворчатыми крышками, она имела возможность вращаться по горизонтали вокруг своей оси на шариковой опоре, где был смонтирован перископический прибор наблюдения МК-4, позволявший вести круговой обзор на 360 градусов.
Новые танки Т-34 с 85-мм пушкой стали поступать в бронетанковые части весной-летом 1944 года. Они принимали активное боевое участие во всех операциях на советско-германском фронте по освобождению временно оккупированных территорий СССР, в частности на Украине и в Белоруссии, а также стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Также в большинстве своем танковые части на Дальнем Востоке перед войной против Японии на завершающем этапе Второй мировой перевооружали на танки Т-34-85.
Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн не поставило точку в боевой карьере легендарного Т-34-85. В послевоенное время он участвовал почти во всех войнах и локальных конфликтов Европы, Ближнего и Среднего Востока, в странах Азии и Африки. Больше того, даже спустя 80 лет после принятия на вооружение этого танка отдельные страны и вооруженные формирования и сегодня, хоть и ограниченно, но применяют танки этого типа в локальных конфликтах ХХI века.
Одним из наследников легендарного танка Т-34 является уже тоже не менее титулованный его приемник, в некотором роде внук, из Нижнего Тагила — основной боевой танк Т-72 «Урал». Несмотря на то что Т-72 был принят на вооружение в августе 1973 года, он вобрал в себя и приумножил те самые качества, которые были заложены танкостроителями еще в конце 30-х годов ХХ столетия: маневр, броня и огневая мощь.
Танк Т-72 и его модификации на сегодняшний день, несмотря на наличие других ОБТ, таких как Т-80, Т-90 и Т-14, является самым массовым и распространенным танком в современных Вооруженных силах Российской Федерации, которые выполняют поставленные перед бронетанковыми частями Сухопутных войск нашей страны задачи в войнах и локальных конфликтах современности.
Не совсем напрямую, но есть одна вещь, которая «роднит» танки Т-34 и Т-72 и с Т-90 тоже. Практически на все современные послевоенные танки 50-х — 80-х годов устанавливались танковые моторы, которые являются очень глубокими модификациями такового двигателя В-2 от Т-34, который, в свою очередь, был разработан в середине 30-х годов на основе авиационного двигателя.
Как и у «дедушки» Т-34, у Т-72 также внушительная боевая биография. Танки Т-72 применялись во время сирийско-израильской войны 1982 года, использовались в ходе ирано-иракской войны, в войне в Югославии в 1999 году, где воевали бок о бок с Т-34 против танков коалиционных сил. Кроме всего прочего, танки Т-72 принимали участие в обеих войнах в Персидском заливе в 1991 и 2003 гг.
Не обошлось без Т-72 в различных военных конфликтах на территории бывшего Советского Союза в 1990-х и боевых действиях на юго-востоке Украины.
Один из первых мемориалов павшим советским воинам появился в берлинском парке Тиргартен (Германия), где в том числе установлены два танка Т-34-76, которые принимали участие в боях на улицах Берлина. Первый памятник-мемориал с танком Т-34-85 появился немецком городе Шверин. Этот танк был изготовлен на нижегородском заводе «Красное Сормово» № 112 в мае 1945 года и служил до 50-х годов в частях Группы Советских войск в Германии, а после был установлен как памятник, пребывая в таком статусе вплоть до 1991 года, пока уже российские войска не вывезли его в Россию, в Кубинку (Московская область).
В составе экспозиции филиала Музея Победы музея «Г.О.Р.А.» под открытым небом представлена широкая коллекция бронетанкового вооружения стран — участниц Великой Отечественной, Второй мировой войн, а также бронетехники послевоенного периода. В частности, практически полностью представлен весь танковый парк советской бронетехники, начиная с танкетки 30-х годов прошлого столетия и заканчивая основными боевыми танками 1980-х. Особое место в составе экспозиции занимают танки Т-34, которые в музейном собрании представлены тремя боевыми единицами: Т-34 обр. 1941 года, Т-34-76 обр. 1943 года и Т-34-85, который был изготовлен нижегородским (до 1990 года — г. Горький) заводом № 112 «Красное Сормово» в победном 1945 году. Кроме танков военной поры имеется в музейной коллекции и советский основной боевой танк Т-72.
#ам_ес