В Государственном музее истории религии 30 ноября откроется выставка, посвященная суфизму — мистическо-аскетическому направлению ислама. Шамаилы, гравюры, рукописи, ритуальные предметы, редкие архивные фото дервишей — всего около 100 экспонатов представят историю суфизма и раскроют основные идеи его учения.
«Среди самых интересных экспонатов также можно отметить суфийские амулеты и обереги, сосуды из тыквы для сбора пропитания, кашкули (чаши) из скорлупы кокосового ореха, миниатюру «Пляшущие дервиши» (Индия, нач. XVII в.), облицовочный кирпич из мечети Ходжа Ахрар в Ташкенте (XVIII в.), акварель венецианского художника Раффаэле Майнеллы», — рассказала куратор выставки кандидат философских наук Ирина Османова.
На выставке будут представлены предметы из Центральной Азии и Ближнего Востока, наделенные, по мнению суфиев, особой силой: секиры-теберзины, посохи из полированных корней или ветвей необычной формы, булавы с навершиями в виде голов дэвов. Уникальный экспонат — расписная рубаха суфийского наставника, покрытая кораническими цитатами и молитвенными формулами.
Термин «суфизм» происходит от арабского суф — «шерсть», так как грубое шерстяное одеяние считалось атрибутом дервиша. Суфии сознательно отрешаются от мирского и предаются аскетическому подвижничеству. Считается, что их практики восходят к постам и периодам самоотречения, которые были присущи жизни пророка Мухаммада.
В первые века ислама эти духовные практики постепенно трансформировались в сложную мистико-философскую традицию средневекового суфизма. В настоящее время суфизм продолжает играть важную религиозную роль в жизни исламских государств.
Центральная идея суфизма — любовь к Богу и единение с ним, полное погружение в божественное и «самоуничтожение» в Боге. Путь любви к Богу, или восхождения к Абсолюту, предполагает три ступени: шари‘а-тарика-хакика (закон/путь/истина). На первой ступени находятся простые верующие, на второй ступени — суфии, на третьей — «избранники божьи», святые. Путь духовного совершенствования лежал через полное подчинение ученика (мюрида) учителю-наставнику (муршиду) и выполнение его указаний.
Особую роль в ритуальной практике некоторых суфийских братств играли музыка и танцы, которые помогали входить в особое экстатическое состояние, а также магия чисел, слов, цвета, запахов, заклинаний и заговоров.
Широко были распространены амулеты-обереги с вложениями в виде молитв и текстов из Корана, обладающие охранительной и магической силой. Основными атрибутами дервишей-суфиев были посох, чаши для сбора подаяний, теберзин (секира), булава, рог и молитвенные четки. Эти подлинные предметы, представленные на выставке, несомненно, привлекут внимание посетителей, как и элементы облачения суфиев (халат, рубаха, головной убор).
В XII—XIV веках в рамках суфизма образовалось несколько религиозно-философских школ — тарикатов (араб. тарикат — «путь»; также их называют братствами или орденами). Всего сформировалось 12 основных тарикатов. В России история суфизма связана с накшбандийским орденом (XIV в.) и братством кадирийа (XII в.). Суфийская обрядность — культ шейхов, почитание святых, совершение паломничеств, совместные поминания Бога, коллективные молитвы, магические и лечебные практики — стала частью жизненного уклада некоторых народов Башкортостана, Северного Кавказа (преимущественно ингушей и чеченцев) и других регионов России.
На протяжении всей своей истории суфизм вдохновлял своих приверженцев, оказывал влияние на развитие мусульманской эстетики, этики, литературы и искусства. Странствующие суфийские проповедники несли ислам в удаленные уголки немусульманского мира. Духовная суфийская традиция как неотъемлемая часть ислама восприняла и адаптировала элементы немусульманских традиций, верований и практик, рассказали в пресс-службе Музея истории религии.
Открытие выставки состоится в 16:00. Посетить экспозицию можно будет до 20 февраля 2024 года.
Ранее сообщалось, что роль ислама в истории обсудили ученые. В Музее Победы состоялась конференция «Волжская Булгария и ислам. Одиннадцать веков истории».
#ак