Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Дорога Жизни: Блокада Ленинграда

1012

Дорога Жизни: Блокада Ленинграда Дорога жизни через Ладожское озеро. Блокада Ленинграда. Снимок был сделан зимой 1942 года. Фото: Александр Бродский / РИА Новости

82 года назад началось автомобильное движение по ледовой дороге из окруженного немцами Ленинграда.  22 ноября 1941 года выехала первая колонна грузовиков отдельного автомобильного батальона. За блокадную зиму 1941-1942 годов по Дороге жизни в город на Неве было доставлено более 360 тысяч тонн груза, вывезено полмиллиона женщин и детей.

«8 сентября 1941 г. немцы взяли Шлиссельбург. Ленинград с населением 3,2 млн чел. был блокирован с суши. В городе не было достаточно запасов для питания жителей: в миллионнике их просто невозможно скопить. Даже если бы сохранилась провизия на разбомбленных Бадаевских складах, это бы лишь ненадолго отсрочило голод. Выживание жителей, как и эвакуация, поставки боеприпасов, материалов для военных заводов (в осажденном городе, помимо жителей, находился целый Ленинградский фронт), стали зависеть от Дороги жизни, путей сообщения через Ладожское озеро. С 12 сентября начались перевозки баржами», — рассказал методист научно-методического отдела Музея Победы, к. и. н. Дмитрий Кочетов.

«В октябре приступили к подготовке ледовой трассы. Снабжение города нельзя было прерывать на зиму. Лед на Ладоге, его вязкость, грузоподъемность, условия пролома изучал коллектив физиков, прежде всего из ЛФТИ, во главе с Павлом Павловичем Кобеко, участвовали Борис Петрович Вейнберг (18 апреля 1942 г. умер от голода), Наум Моисеевич Рейнов и др. Они определили трассировку дороги, изучали изменения льда для определения даты открытия трассы», — пояснил он.

«Организация ледовой магистрали явилась результатом совместной работы ученых, архитекторов, военных, медиков, водолазов, техников, шоферов и многих других специалистов и рабочих под командованием генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Хозина (19 ноября подписал приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро), командующего Ленинградским фронтом, и начальника тыла фронта генерал-майора интендантской службы Феофана Николаевича Лагунова (13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи»), — подчеркнул Дмитрий Кочетов.

«Начальником дороги до 7 декабря был полковник Василий Георгиевич Монахов. С 7 декабря и до прорыва блокады — капитан 2-го ранга Михаил Александрович Нефедов (погиб при налете люфтваффе 24 мая 1943 г.)», — добавил он.

22 ноября по Дороге жизни вышла из Ленинграда первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА 388 отдельного автомобильного батальона во главе с капитаном Василием Антоновичем Порчуновым. Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: толщина льда на трассе была не более 18 см, дорога была еще почти не подготовлена.

«Водители ехали на малой скорости, с распахнутыми дверями на случай провала под лед. Для светомаскировки предписывалось гасить фары. Единственными ориентирами на трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны (на восточном берегу Ладожского озера). Но ночью метки были практически незаметны. Утром следующего дня водители выехали обратно, доставляя продовольствие в осажденный город», — отметил методист научно-методического отдела Музея Победы.

«На трассе, маршрут которой по мере укрепления льда неоднократно меняли, организовали двухполосное движение для лучшей пропускной способности», — пояснил Дмитрий Кочетов.

«К счастью, в итоге потерпели провал попытки немцев отрезать Ладожское озеро от железных дорог. 9 декабря Красная армия освободила потерянный в ноябре Тихвин, к середине декабря очистила всю железную дорогу до Волхова. Это упростило подвоз припасов к восточному берегу Ладоги по железной дороге», — уточнил он.

«Работа ледовой автомобильной трассы продолжалась вплоть до конца апреля 1942 года. За это время было доставлено свыше 300 тысяч тонн грузов, эвакуировано более 500 тысяч человек.
Подвиг людей, организовавших Дорогу жизни, внес решающий вклад в выживание блокадного Ленинграда в самую страшную блокадную зиму», — подчеркнул историк.

#ак

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом

80 лет назад, 30 апреля 1945 года, советские солдаты водрузили Знамя Победы над зданием...

30.04.2025

Страницы истории

Историческая встреча на Эльбе
Историческая встреча на Эльбе

Апрель 1945 года стал месяцем решительных побед стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с...

25.04.2025

Страницы истории

Первый командир легендарных «катюш»
Первый командир легендарных «катюш»

120 лет назад, 24 апреля 1905 года, родился Иван Андреевич Флёров, вошедший в отечественную...

24.04.2025

Страницы истории

Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Начало Берлинской стратегической наступательной операции

80 лет назад Советская Армия начала одну из крупнейших в отечественной военной истории наступательных...

16.04.2025

Страницы истории

80 лет со дня взятия Вены
80 лет со дня взятия Вены

В эти весенние дни, 80 лет назад, Красная Армия продолжала победоносное шествие к Берлину,...

13.04.2025

Страницы истории

Восстание в Бухенвальде
Восстание в Бухенвальде

11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Дата связана с событиями...

11.04.2025

Страницы истории

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Страницы истории
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30.04.2025
Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025
Восстание в Бухенвальде
Страницы истории
Восстание в Бухенвальде
11.04.2025
Штурм Кенигсберга
Страницы истории
Штурм Кенигсберга
09.04.2025
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
Страницы истории
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
06.04.2025
Эталон бронетехники
Страницы истории
Эталон бронетехники
29.03.2025
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025
Конференция союзных государств
Страницы истории
Конференция союзных государств
04.02.2025
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
Страницы истории
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
02.02.2025
«Атака века» легендарного подводника
Страницы истории
«Атака века» легендарного подводника
30.01.2025
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
Страницы истории
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
29.01.2025
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
Страницы истории
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
27.01.2025
Освобождение Освенцима
Страницы истории
Освобождение Освенцима
27.01.2025
Бомбардировка Берлина
Страницы истории
Бомбардировка Берлина
20.01.2025
Освобождение столицы Польши
Страницы истории
Освобождение столицы Польши
17.01.2025