Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Дорога Жизни: Блокада Ленинграда

1243

Дорога Жизни: Блокада Ленинграда Дорога жизни через Ладожское озеро. Блокада Ленинграда. Снимок был сделан зимой 1942 года. Фото: Александр Бродский / РИА Новости

82 года назад началось автомобильное движение по ледовой дороге из окруженного немцами Ленинграда.  22 ноября 1941 года выехала первая колонна грузовиков отдельного автомобильного батальона. За блокадную зиму 1941-1942 годов по Дороге жизни в город на Неве было доставлено более 360 тысяч тонн груза, вывезено полмиллиона женщин и детей.

«8 сентября 1941 г. немцы взяли Шлиссельбург. Ленинград с населением 3,2 млн чел. был блокирован с суши. В городе не было достаточно запасов для питания жителей: в миллионнике их просто невозможно скопить. Даже если бы сохранилась провизия на разбомбленных Бадаевских складах, это бы лишь ненадолго отсрочило голод. Выживание жителей, как и эвакуация, поставки боеприпасов, материалов для военных заводов (в осажденном городе, помимо жителей, находился целый Ленинградский фронт), стали зависеть от Дороги жизни, путей сообщения через Ладожское озеро. С 12 сентября начались перевозки баржами», — рассказал методист научно-методического отдела Музея Победы, к. и. н. Дмитрий Кочетов.

«В октябре приступили к подготовке ледовой трассы. Снабжение города нельзя было прерывать на зиму. Лед на Ладоге, его вязкость, грузоподъемность, условия пролома изучал коллектив физиков, прежде всего из ЛФТИ, во главе с Павлом Павловичем Кобеко, участвовали Борис Петрович Вейнберг (18 апреля 1942 г. умер от голода), Наум Моисеевич Рейнов и др. Они определили трассировку дороги, изучали изменения льда для определения даты открытия трассы», — пояснил он.

«Организация ледовой магистрали явилась результатом совместной работы ученых, архитекторов, военных, медиков, водолазов, техников, шоферов и многих других специалистов и рабочих под командованием генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Хозина (19 ноября подписал приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро), командующего Ленинградским фронтом, и начальника тыла фронта генерал-майора интендантской службы Феофана Николаевича Лагунова (13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи»), — подчеркнул Дмитрий Кочетов.

«Начальником дороги до 7 декабря был полковник Василий Георгиевич Монахов. С 7 декабря и до прорыва блокады — капитан 2-го ранга Михаил Александрович Нефедов (погиб при налете люфтваффе 24 мая 1943 г.)», — добавил он.

22 ноября по Дороге жизни вышла из Ленинграда первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА 388 отдельного автомобильного батальона во главе с капитаном Василием Антоновичем Порчуновым. Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: толщина льда на трассе была не более 18 см, дорога была еще почти не подготовлена.

«Водители ехали на малой скорости, с распахнутыми дверями на случай провала под лед. Для светомаскировки предписывалось гасить фары. Единственными ориентирами на трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны (на восточном берегу Ладожского озера). Но ночью метки были практически незаметны. Утром следующего дня водители выехали обратно, доставляя продовольствие в осажденный город», — отметил методист научно-методического отдела Музея Победы.

«На трассе, маршрут которой по мере укрепления льда неоднократно меняли, организовали двухполосное движение для лучшей пропускной способности», — пояснил Дмитрий Кочетов.

«К счастью, в итоге потерпели провал попытки немцев отрезать Ладожское озеро от железных дорог. 9 декабря Красная армия освободила потерянный в ноябре Тихвин, к середине декабря очистила всю железную дорогу до Волхова. Это упростило подвоз припасов к восточному берегу Ладоги по железной дороге», — уточнил он.

«Работа ледовой автомобильной трассы продолжалась вплоть до конца апреля 1942 года. За это время было доставлено свыше 300 тысяч тонн грузов, эвакуировано более 500 тысяч человек.
Подвиг людей, организовавших Дорогу жизни, внес решающий вклад в выживание блокадного Ленинграда в самую страшную блокадную зиму», — подчеркнул историк.

#ак

90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
90 лет учреждению ордена «Знак Почета»

С приходом в конце 1917 года советской власти в нашей стране начался новый этап,...

25.11.2025

Страницы истории

10 фактов о Дороге жизни
10 фактов о Дороге жизни

Утром 21 ноября 1941 года первый конный обоз прошел по льду Ладожского озера и...

22.11.2025

Страницы истории

80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс

20 ноября 1945 года в десять часов утра начался один из важнейших судебных процессов в...

20.11.2025

Страницы истории

Кино для Победы
Кино для Победы

15 ноября 1941 – образована Центральная объединенная киностудия (1941–1944 гг.) Вновь пересматривая классику советского...

15.11.2025

Страницы истории

Первый полет «Харрикейна»
Первый полет «Харрикейна»

6 ноября 1935 года свой первый полет совершил британский истребитель «Харрикейн». Период между двумя...

06.11.2025

Страницы истории

Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов

2 ноября 1942 года для установления и расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников...

02.11.2025

Страницы истории

90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
Страницы истории
90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
25.11.2025
10 фактов о Дороге жизни
Страницы истории
10 фактов о Дороге жизни
22.11.2025
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
Страницы истории
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
20.11.2025
Кино для Победы
Страницы истории
Кино для Победы
15.11.2025
Первый полет «Харрикейна»
Страницы истории
Первый полет «Харрикейна»
06.11.2025
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
Страницы истории
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
02.11.2025
Войсковая разведка — все не как у других
Страницы истории
Войсковая разведка — все не как у других
16.10.2025
Что не так с десятым сталинским ударом?
Страницы истории
Что не так с десятым сталинским ударом?
07.10.2025
80 лет медали «За Победу над Японией»
Страницы истории
80 лет медали «За Победу над Японией»
30.09.2025
Детали создания коалиции
Страницы истории
Детали создания коалиции
29.09.2025
Как вводились персональные военные звания
Страницы истории
Как вводились персональные военные звания
22.09.2025
Как китайцы благодарили советских бойцов
Страницы истории
Как китайцы благодарили советских бойцов
16.09.2025
Придем с детьми на Пискаревку
Страницы истории
Придем с детьми на Пискаревку
08.09.2025
Парад стран-союзников в Берлине
Страницы истории
Парад стран-союзников в Берлине
07.09.2025
Мир на Сайме, или «История за каждым кустом»
Страницы истории
Мир на Сайме, или «История за каждым кустом»
04.09.2025
Закрывающий аккорд Второй мировой
Страницы истории
Закрывающий аккорд Второй мировой
03.09.2025
Признание поражения Японией
Страницы истории
Признание поражения Японией
02.09.2025
Ветеринарное управление Красной Армии
Страницы истории
Ветеринарное управление Красной Армии
01.09.2025
Великая Отечественная — время ли создавать учебные заведения?
Страницы истории
Великая Отечественная — время ли создавать учебные заведения?
18.08.2025
80 лет со дня начала советско-японской войны
Страницы истории
80 лет со дня начала советско-японской войны
09.08.2025