80 лет назад, 24 января 1943 года, в город Полярный прибыла С-51 под командованием капитан-лейтенанта Ивана Кучеренко – первая из шести подводных лодок, которые были направлены с Тихоокеанского флота на Северный. Субмарине пришлось преодолеть более чем полмира и пройти 16 тысяч морских миль.
Предложение усилить Северный флот за счет невоюющего Тихоокеанского прозвучало 27 августа 1942 года, когда нарком Военно-морского флота СССР адмирал Николай Кузнецов обратился к Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину.
Речь шла о переводе четырех новейших подводных лодок типа «С» (IX-бис серия) и двух подводных минных заградителей типа «Л» (XIII серия).
Вопрос усиления Северного флота встал после того, как в 1942 году были потеряны несколько подводных лодок.
На начало Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот насчитывал свыше 80 подводных лодок, тогда как Северный – всего 15.
Рассматривались несколько вариантов перехода, и ни один из них на 100% не был безопасным. Путь по Северному морскому пути исключили из-за ледовой обстановки. Решили отправить подводные лодки через Тихий океан, Панамский канал и Атлантику, где шли военные действия между союзниками с одной стороны и Японией, Германией, Италией с другой стороны.
С нашими союзниками был заключен договор, и лодкам разрешили заходить в порты Датч-Харбор на Алеутских островах, Сан-Франциско, Панамы, Галифакс в Канаде и Рейкьявик в Исландии.
Для перестраховки подводные лодки отправляли парами. 25 сентября 1942 года из Петропавловска-Камчатского первыми вышли субмарины Л-15 и Л-16. Переход начался с трагедии. 11 октября на глазах у экипажа Л-15 субмарина Л-16 капитан-лейтенанта Дмитрия Гусарова была потоплена торпедой. Погиб весь экипаж (56 человек). По официальной версии советскую субмарину в районе Сан-Франциско атаковала японская подводная лодка I-25, командир которой, Мэйдзи Тагами, уверял, что потопил американскую лодку. Остается предположение, что эта атака была ошибочной и он не заметил флага Советского Союза.
Вторая группа лодок вышла из Владивостока 5 октября. Это были С-54 и С-55, затем – С-51 и С-56.
Экипаж С-56 только чудом уцелел. В корабль попала торпеда, которая, к счастью, не взорвалась.
Все субмарины удачно миновали Панамский канал, а на выходе им пришлось остановиться на американской базе Коко-Соло на ремонт. Затем, подводные лодки типа «С» прибыли в Галифакс (Канада), где их уже ждала вышедшая первой Л-15.
Л-15 и С-51 отправились в Полярный через Рейкьявик, а остальные три субмарины типа «С» – на британскую базу Розайт, где была произведена замена аккумуляторов.
Ровно 80 лет назад, 24 января 1943 года, в Полярном первой встретили С-51. Командир Л-15 был вынужден задержаться в Англии из-за поломок после шторма.
Иван Кучеренко на С-51 опередил всех на несколько месяцев. Другие экипажи прибывали в период с марта по июнь 1943 года.
Стоит отметить, что прибытие пяти подводных лодок существенно усилило Северный флот. Самой результативной стала С-56 Григория Щедрина, потопившая и повредившая один танкер, два транспорта, один тральщик и один сторожевик. После войны С-56 вернулась на Тихоокеанский флот, а в 1975 году стала кораблем-памятником во Владивостоке.
Куличков Валерий Константинович, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, доцент, методист научно-методического отдела Музея Победы.
#ик