Наступательная операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда, готовилась довольно долго и тщательно.
Нужно пояснить, что после того, как Ленинград попал в блокадное кольцо в сентябре 1941 года, произошло страшное. Во-первых, в блокаде оказалось почти двухмиллионное население, во-вторых, промышленный комплекс остался в городе, его не успели эвакуировать. Самое главное, что не вывезли танковые заводы, которые были так нужны. Успели уехать рабочие и инженеры, а оборудование осталось на месте. И Ленинград нужно было срочно выручать.
Сначала это в 1941 году пытался сделать маршал Григорий Кулик, у него ничего не получилось. Зимой 1942-го, в ходе наступления на Любань, войска Ленинградского и Волховского фронтов пытались идти в обход противника через болотно-лесистую местность, но возникли проблемы со снабжением. Рассчитывали, что немцы побегут сразу. И, исходя из немецких документов, они действительно собирались бежать, уйти за Мгу, стать на реке Луга. Однако Гитлер не оценил стараний своих штабистов и приказал стоять насмерть. Немцы уперлись, задействовав многочисленные резервы, снятые с других позиций. Летом-осенью 1942 года советская наступательная операция захлебнулась у Синявинских высот.
Теперь к прорыву блокады подошли совсем с другой стороны. Во-первых, в подготовке операции «Искра» участвовал заместитель Верховного главнокомандующего и наркома обороны СССР Георгий Жуков. Он сам не выезжал в Ленинград, ему было достаточно смотреть на планы и понимать, что там происходит. Главной идей было - ударить с двух сторон. Почерк Жукова угадывался в том, что фронты выступают и взаимодействуют между собой одновременно. Еще одна визитная карточка Жукова - оперативная маскировка. Немцы, конечно, ожидали, что зимой русские снова попытаются прорваться. Но где и какими силами, они не знали. Наши войска были тщательно замаскированы и передвигались только по ночам. Им запретили любое радиообщение. Времени на раскрытие местонахождения прибывших из тыла частей Красной армии у немцев просто не было.
Второй важный момент - подготовка кадров. Командиры и солдаты получили время на обучение. Были организованы штурмовые батальоны с танковой поддержкой в каждом полку. В тылу обоих фронтов построили копии немецких укреплений, которые наши штурмовики ежедневно атаковали, нарабатывая наступательную практику. Солдатам выдали даже «кошки» для штурма ледяных валов.
Важная роль принадлежит Генеральному штабу во главе с маршалом Александром Василевским. Немалый вклад в успех предстоящей операции внесли маршалы Семен Тимошенко и Климент Ворошилов. Они провели большую подготовительную работу: были построены десятки километров дорог, подвезено огромное количество боеприпасов, в том числе больших калибров.
И, таким образом, эта операция была обречена на успех. Несмотря на это, в Ленинграде разрабатывали план «Б». По побережью Ладожского озера начала строиться насыпь железной дороги, чтобы подстраховать город на случай неудачи операции по разблокированию и попытаться снабжать его сухопутным путем.
Вот с такими вводными мы подошли к 12 января 1943 года - дню начала операции «Искра». В этот день была очень плохая погода, авиация летала плохо, но артиллерия отработала, как нужно, пехота пошла в атаку. Со стороны Волховского фронта принимали участие в наступлении 2 ударная и 54 армии - те люди, которые пытались прорвать линии обороны противника весь предыдущий год. Они были здесь не новичками. К тому же им придали большое количество артиллерии, в том числе реактивной, авиации. Со стороны Ленинграда тоже были опытные бойцы, которые всю блокаду провели в городе.
Для немцев это наступление стало полным шоком. Они ждали, что русские перейдут в наступление, когда Нева замерзнет окончательно, чтобы переправить танки. Ждали наступления у Невского пятачка, но на него пришелся лишь отвлекающий удар. В течение первых двух дней немцы не вводили в бой резервы, так как ждали наступления через Любань.
И пусть в первые три дня наше продвижение шло медленно, но ставка на двойной удар и артиллерию оправдалась. Генерал Леонид Говоров, командующий Ленинградским фронтом, грамотно маневрировал и использовал пушки. Легкие танки Т-60 стали надежной опорой дивизий, которые наступали навстречу Волховскому фронту. Сказалась и хорошая подготовка штурмовых батальонов: с помощью альпинистского снаряжения бойцы преодолевали ледяные подступы, взрывали насыпи укрепрайонов под прикрытием артиллерии. Наши танкисты показали себя превосходно. Танковый парк группы немецких армий «Север» понес значительные потери, в том числе 6 безвозвратно утраченных танков «Тигр». Один из захваченных «Тигров» тут же был отправлен на исследование в Москву. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где не стихают тяжелейшие бои. Зона прорыва стала расширяться. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка. Стало понятно, что до прорыва блокады остался один шажок.
И он был сделан. Утром 18 января части Ленинградского и Волховского фронтов встретились в Рабочих поселках № 5 и № 1. Кольцо вокруг Ленинграда разорвано.
Заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Андрей Горбунов
# ЕП