Герой Социалистического Труда, генерал-директор пути и строительства II ранга, советский теоретик и практик мостостроения, построивший несколько тысяч километров мостов и переправ Исаак Юлисович Баренбойм родился 21 октября 1910 года в городе Вознесенск Херсонской губернии (ныне Николаевской, Украина) Российская империя в семье служащего.
В 16 лет он поступил в Одесское судостроительное училище. Продолжил учиться в строительном институте в Одессе по специальности «строительство дорог и мостов». В 1930-е годы работал в Донбассе и Киеве. За несколько лет до Великой Отечественной войны возглавил строительство уникального сооружения - подводного тоннеля через Днепр. Однако работы были свёрнуты из-за вероломного наступления гитлеровцев на Советский Союз, а готовый участок тоннеля затопили.
В 1941 году Исаак Баренбойм был назначен начальником мостовосстановительного отряда № 2 Народного комиссариата путей сообщения. Отряд отвечал за все работы на стальных магистралях в зоне Юго-Западного фронта. В январе 1942 года было сформировано Управление военно-восстановительных и заградительных работ № 3. Включённый в него мостоотряд № 2 восстановил разбомбленный мост через реку Оскол, затем - паромную железнодорожную переправу в Астрахани.
Зимой 1943 года мостоотряд за два месяца восстановил железнодорожный мост через Дон у хутора Ложки. Однако он простоял недолго. Немецкая авиация разбомбила свыше 300 метров, погибло более 90 бойцов. Под руководством Баренбойма красноармейцам удалось вновь восстановить мост за 16 дней. Во время Курской битвы восстановление потребовалось магистрали Белгород - Харьков, в том числе взорванному мосту через реку Лопать. Осенью 1943 года мостостроители заново возвели переход через реку Ворксла у Полтавы.
За выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Исааку Юлисовичу Баренбойму было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Баренбойм возглавил строительство железнодорожного моста через Днепр для обеспечения войск Воронежского фронта. Транспортный переход построили за две недели. Баренбойм был начальником самого сложного участка строительства.
Также мостоотряд № 2 участвовал в сооружении высоководного Дарницкого и Подольского железнодорожных мостов через Днепр.
Сразу после Победы полковник Баренбойм вернулся в Киев, был зачислен в Наркомат путей сообщения СССР. В 1945 году ему присвоено звание «генерал-директор пути и строительства II ранга».
С 1950-го и до конца жизни работал управляющим "Мостотрестом-1" в Киеве. Баренбойм сделал эту мостостроительную организацию крупнейшей в СССР. Исаак Юлисович создал школу украинских мостостроителей, которая получила не только общесоюзное, но и мировое признание. Он руководил возведением в столице УССР уникального цельносварного моста имени академика Е.О.Патона длиной 1543 метра, а также строительством ещё трёх железнодорожных и одного метромоста через Днепр.
И.Ю.Баренбойм - лауреат Сталинской премии III степени, награжден многими государственными наградами и званиями. Умер в 1984 году, похоронен в Киеве. Его именем названа одна из улиц столицы Украины.
О самоотверженном труде, о достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу