Паровозный машинист, Герой Социалистического Труда, орденоносец и дважды «Почётный железнодорожник» Алексей Григорьевич Смирнов родился 18 октября 1916 года в селе Бобылёвка Уреньского района Нижегородской области в крестьянской семье.
Он окончил сельскую школу. В 1937 году был призван в Красную Армию. участвовал в освобождении Западной Украины, воевал на Карельском перешейке. Во Владимире-Волынском учился на курсах помощников машинистов паровоза, работал в депо Ковельской железной дороги.
В начале Великой Отечественной войны вместе с другими железнодорожниками был эвакуирован в паровозное депо станции Лев Толстой Московско-Донбасской железной дороги.
В начале 1942 года Алексей Григорьевич был командирован в Ярославль. Тогда на Северной железной дороге в депо Всполье формировалась паровозная колонна особого резерва № 7, и молодого машиниста включили в бригаду паровоза СО 17-122. Вместе с этой колонной он прошёл весь путь до Великой Победы.
Весной 1943 года в одном из рейсов заменил погибшего машиниста и привел эшелон с оружием и боеприпасами в пункт назначения. Затем самостоятельно отремонтировал паровоз и доставил его в Ярославль.
После Курской битвы колонну перебросили в Донбасс, где машинист Смирнов водил эшелоны во время Корсунь-Шевченковской операции. За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта в условиях военного времени Алексей Смирнов был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Летом 1944 года он со своей бригадой прибыл в Красноярск для получения нового паровоза серии СО 17-1613 «Сибиряк». Локомотив был построен на средства, сданные в Фонд обороны. Осенью того же года Смирнова зачислили слушателем Центральных технических курсов наркомата путей сообщения. После их окончания он вновь повел свой «Сибиряк», но уже под Варшавой. Весной 1945 года Алексей Григорьевич привел первые составы на Силезский вокзал Берлина.
В июле 1945 года именно бригаде Смирнова было поручено доставить из Познани в Потсдам советскую правительственную делегацию во главе с И.В. Сталиным.
После войны окончил Центральные технические курсы НКПС и был направлен на Запорожский паровозоремонтный завод заместителем начальника сборочного цеха.
Потом перебрался в Днепропетровск (ныне город с декоммунизированным названием Днепр на Украине), где работал в локомотивном депо старшим машинистом и машинистом-инструктором. Алексей Григорьевич Смирнов умер в 1997 году, похоронен в Днепропетровске.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу