Герой Социалистического труда Михаил Сергеевич Жезлов (Меер Жезлер) родился 6 октября 1898 года в станице Верхне-Чирской Царицынского уезда Саратовской губернии (ныне хутор в Боковском районе Ростовской области) в еврейской семье рабочего-столяра речной пристани.
После смерти отца семья перебралась в Харьков, где он окончил школу и ремесленное училище. Свою трудовую деятельность начал в 14-летнем возрасте. Сначала был подручным слесаря на харьковском заводе сельхозоборудования «Гольферск саде», а затем работал на эвакуированном в 1915 году из Риги электромеханическом предприятии «ВЭК».
Осенью в 1917-ом 19-летний юноша принял участие в фабричных стачках, а в декабре вступил в Красную Гвардию и отправился в кавалерийских частях на фронт – в Донбасс. Уже через месяц ступил в ряды РКП(б). Он участвовал в одном из самых знаменитых походов времен Гражданской войны – из Луганска в Царицын. После воевал на Южном, Уральском и Кавказском фронтах.
Демобилизовался из РККА в 1923 году, приехал в Киев, где работал в окружном суде. Через год Михаил Сергеевич переезжает в Москву и устраивается на фабрику «Освобожденный труд». В 1926-ом он стал секретарём парткома авиамоторного завода № 24, а в 1930—1935 годах прошел обучение в Промышленной академии, после чего работал главным механиком этого же предприятия.
С 1937 года Жезлов занял должность директора агрегатного завода № 32. В кратчайшие сроки здесь освоили и наладили выпуск авиационных агрегатов – стрелковых установок, замков, подвесок для бомб, серийное производство турелей – поворотных башен для установки пулемётов и пушек на военных самолётах, катерах, зенитных самоходных установках, бронетранспортёрах. Так, созданный до войны бронированный самолёт-штурмовик ИЛ-2, прозванный впоследствии «Чёрная смерть», полностью оснащался вооружением, которое изготавливалось на заводе № 32. Эти установки требовали высокой точности изготовления, надёжности в боевых условиях.
С января 1941 года Жезлов стал директором Московского моторостроительного завода № 24.
Во время Великой Отечественной войны Михаил Сергеевич руководил производством двигателей М-88Б, АМ-38Ф, АМ-42. За первые два месяца выпуск моторов АМ-38 вырос в два раза. 16 октября завод был эвакуирован из Москвы в Куйбышев. 27 ноября ушёл последний эшелон с оборудованием и семьями рабочих.
На новом месте цеха предприятия были размещены в недостроенных зданиях, подчас без крыш, а то и вовсе без стен. Рабочие вместе с руководством фактически жили на заводе, чтобы быстрее дать продукцию, так необходимую на фронтах.
Уже 29 декабря 1941 года был испытан первый мотор, собранный на новом месте. Под руководством Жезлова создано крупносерийное поточное производство двигателей М-88Б и АМ-42 для бомбардировщика Ил-4.
За выдающиеся заслуги в деле производства авиационных моторов и обеспечение ими Красной армии в трудных условиях военного времени указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года генерал-майору инженерно-авиационной службы Жезлову Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
После окончания войны он продолжил руководить заводом. В 1950 году Жезлова перевели в Москву, где он работал заместителем директора завода № 134. С 1954-го по 1958-й Михаил Сергеевич руководил Государственным союзным опытным заводом № 51 МАП в КБ Сухого, затем преподавал в Московском авиационном институте, где заведовал кафедрой производства авиадвигателей.
Был награждён четырьмя орденами Ленина (причем первую такую награду он получил еще в августе 1941-го), орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями.
В годы войны Михаил Жеглов был одним из тех, кто стоял у истоков создания футбольного клуба «Крылья Советов».
«Михаил Сергеевич изыскал фонды, и мы смогли одеться в приличную спортивную форму», — вспоминал позже бывший председатель Куйбышевского горисполкома и вратарь «КС» А.А.Росовский.
Умер 11 сентября 1960 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
О самоотверженном труде, о достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу