В музейном комплексе «Шульган-таш» (Республика Башкортостан) установят точные копии фрагментов стен пещеры с наскальной живописью времен палеолита.
«В музейном комплексе «Шульган-Таш» устанавливают главные экспонаты – точные копии фрагментов стен пещеры с наскальной живописью. Это «Западное» и «Восточное панно» и панно «Лошади и знаки». Два первых факсимиле вместе весят почти две тонны, панно с верблюдом – около 800 кг. Монтаж под присмотром авторов факсимиле – художников-реставраторов из Франции осуществляют специалисты компании «Макет РФ» совместно с сотрудниками Историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш», - сообщили в пресс-службе научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
Специалисты наносили рисунки на основу из акриловой смолы с мраморной крошкой рисунки, как в эпоху палеолита, той же краской, сообщили в НПЦ.
Наскальную живопись пещеры предполагается включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Готовится номинационное досье.
«Шульганташ, наряду с Альтамирой, Ласко, Фон-де-Гомм, Эль-Кастильо, Шове и Руффиньяк входит в список самых значимых пещер мира. Это признано мировым сообществом специалистов по наскальному искусству. Но в то же время она уникальная, так как находится на расстоянии четырех тысяч километров от всех остальных пещер с палеолитической живописью», - отметил реставратор из Андорры Эудаль Гийамет.
«Сейчас главной задачей является проведение постоянного климатического контроля, включения объекта «Наскальная живопись пещеры Шульганташ» в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И уже после этого сосредоточиться на поиске эффективных методов консервации, которые устроят все научное сообщество», - отметил он.
Планируется, что музейный комплекс пещеры Шульганташ откроется в тестовом режиме в конце марта. В нем будет семь залов, лаборатория, конференц-зал, фондохранилище, изолятор для обработки новых экспонатов, учебные классы для школьников.
Сама пещера для туристов закрыта, чтобы избежать вредного антропогенного влияния на изображения, сообщает на сайте НПЦ.
Рисунки и знаки, нанесенные на стены пещеры, расположенной в государственном природном заповеднике «Шульганташ», в 1959 году обнаружил зоолог Александр Рюмин. Их начали изучать в 1960 году. Под руководством знаменитого московского археолога Отто Бадера изображения были очищены от тысячелетних наслоений грязи и кальцита. Однако с годами рисунки снова стали зарастать кальцитом или разрушаться под воздействием влаги, стекающей по стенам.
Ранее сообщалось, что в Амурской области оцифруют средневековые наскальные рисунки – писаницы. О наскальных рисунках Урала сняли фильм. В Красноярском крае возродили практику детских археологических экспедиций.
Группа археологов из Самары, во время изучения наскальных рисунков в пещере Шульган-Таш (Капова) пришли к выводам, что первые лошади были приручены шесть тысяч лет. Институт археологии РАН открыл доступ к геоинформационной системе «Археологические памятники России».
#ик