Экспедиция Русского географического общества обнаружила в Финском заливе два советских судна, затонувших у мыса Юминда в августе 1941 года. При идентификации было выяснено, что один из них «Найссаар», а второй – «Балхаш», который до сих пор считается самым массовым местом гибели людей в заливе.
«Признаюсь, мы испытали эмоциональное потрясение. За годы проведения экспедиций мы нашли много погибших подводных лодок и кораблей. Но, наверное, впервые столкнулись с тем, что человеческие останки лежат просто слоем в полтора-два метра у борта судна. Это сотни и даже тысячи погибших людей», - рассказал руководитель экспедиции директор «Разведывательно-водолазной команды» Константин Богданов.
«Прошло 80 лет, а сохранились не только амуниция или предметы, но и органика. Возможно, это связано с особенностями места, глубины или температуры воды. К тому же, очевидно, суда затонули очень быстро, шансов спастись практически не было. Когда видишь детские черепа, очень трудно остаться равнодушным. Именно в такие моменты приходит убеждение, что страшнее войны ничего нет. Такое никогда не должно повториться», - добавил он.
«Балхаш» обнаружили на глубине 96 метров. Нос судна был глубоко зарыт в грунт, а корма возвышалась на 10 метров. На палубе и в трюмах найдено огромное количество человеческих останков. Согласно архивным данным, из почти четырех тысяч человек удалось спастись 86 пассажирам.
По данным исследователя истории Таллинского прорыва контр-адмирала Радия Зубкова, транспорт ВТ-501 «Балхаш» принял на борт весь гарнизон города Палдиски вместе с госпиталем и семьями военнослужащих. Транспорт благополучно прошёл почти все минное заграждение в районе Юминды. Он затонул, подорвавшись на мине, уже на выходе утром 29 августа.
Обследование лежащего на глубине более 70 метров «Найссаара» прояснило судьбу и обстоятельства гибели транспорта, которые более 80 лет оставались загадкой для историков. «Найссаар» - является третьим по числу жертв среди всех участников Таллинского прорыва.
«Тот факт, что «Балхаш» и «Найссаар» были обнаружены, — безусловная удача. А установление подробностей гибели последнего и вовсе можно считать небольшим историческим открытием», - подчеркивают исследователи.
Также в рамках экспедиции водолазы сделали открытие.
«Сначала нам показалось, что это подводная лодка. Но при ближайшем рассмотрении мы поняли, что нашли большой фрагмент тральщика или торпедного катера. О судне мы пока ничего не знаем, идентификация впереди. Но факт — это ещё одна, ранее неизвестная братская могила в Финском заливе», — рассказал Константин Богданов.
Второй этап экспедиции «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте» проходит в эстонских территориальных водах. В состав международной команды помимо специалистов «Разведывательно-водолазной команды» входят исследователи из Эстонии, Латвии и Финляндии, сообщается на сайте РГО.
Международная экспедиция «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте» стартовала в начале июля.
Ранее сообщалось, что в мае 2021 года на дне Финского залива обнаружили четыре санитарных судна, затонувших во время прорыва из Таллина в 1941 году.
Также же археологи обнаружили на дне Финского залива ряд исторических артефактов.
#ик