Научная экспедиция Русского географического общества (РГО) исследует возможность повторного использования инфраструктуры Алсиба - воздушной трассы между Аляской и СССР для доставки боевых самолетов по ленд-лизу.
«Опираясь на результаты архивных и полевых исследований, подготовим подробную документацию по истории трассы, анализ её современного состояния и перспектив использования сохранившейся инфраструктуры. Раньше такого рода исследования никогда не проводились», - рассказал руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории Сергей Катков.
«Одна из задач нашей экспедиции — изучить технологии их строительства и возможность применения на Крайнем Севере. Мы планируем провести комплексное изучение всех основных аэродромов воздушной трассы», - добавил он.
«Скорее всего, это будет серия экспедиций. Начнём от Красноярска, где заканчивалась воздушная трасса, и будем продвигаться к Чукотке. Некоторые из аэродромов Алсиба используются до сих пор, другие не сохранились. Мы планируем обследовать 11 из них — на Чукотке, в Магаданской области, в районе Полюса холода и реки Лена», - пояснил исследователь.
«Для нас первична живая история и люди, которые её создавали. Те, кто положил свою жизнь, чтобы мы победили в войне, достойны того, чтобы о них помнили. Естественно, происходили и катастрофы, и несчастные случаи, поэтому обычно в районе военных аэродромов есть кладбища лётчиков. Небольшие — где-то похоронены два человека, где-то три. Мы нашли в архивах материалы по этим катастрофам, подготовили списки и планируем установить памятники», - продолжил он.
«Готовим их заранее, сейчас подбираем для каждого портреты, пишем краткие исторические справки. Мы хотим, чтобы люди могли посмотреть в лица тех, кто каждый день совершал подвиг», - подчеркнул Сергей Катков.
Алсиб («Аляска – Сибирь») построен в экстремальных погодных условиях в рекордные сроки. Осенью 1941 года Народный комиссариат обороны принял решение организовать круглогодичную и круглосуточную воздушную трассу, по которой советские лётчики будут перегонять на фронт самолёты, полученные у западных союзников.
К началу работы воздушного коридора насчитывалось четыре промежуточных аэродрома. К 1944 было построено 32 воздушных порта. Всего по линии Алсиб перегнано около 8 тысяч боевых самолетов, сообщается на сайте РГО.
Ранее сообщалось, что В Арктике экспедиция пройдет по маршруту первого конвоя ленд-лиза «Дервиш». В ней принимает участие ледокол «Илья Муромец».
Сборник научных статей «75 лет Победы: Советский Союз и завершение Второй мировой войны на Дальнем Востоке» представило Российское военно-историческое общество.
#аг