Ежегодно в нашей стране 6 августа свой профессиональный праздник отмечают действующие военнослужащие, ветераны вооружённых сил, а также гражданские специалисты Железнодорожных войск Российской Федерации. Праздник установлен на основании указа Президента России от 19 августа 1996 года.
1851 г. – 1918 г.
Железные дороги во всевозрастающих объёмах начали появляться в Российской империи на рубеже 1840-х – 1850-х годов. Император Николай I переброске войск, перевозке стратегически важных грузов из одного конца империи в другую и в целом железнодорожным коммуникациям отводил почти главную стратегическую роль в обороноспособности страны. Это сыграло свою роль для СССР уже в годы Великой Отечественной войны. А пока 6 августа 1851 года императором было учреждено «Положение о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги», которое стало точкой отсчёта специальных железнодорожных войск, в состав которых входили 14 отдельных военно-рабочих, кондукторских и телеграфных рот, общей численностью почти в 5 тысяч человек.
Главные задачи войск - поддержание в рабочем состоянии железнодорожного полотна, охрана переездов и стратегически важных объектов, а также платформ и мостов.
Начиная с 1870-х годов, когда Российская империя активно участвовала в войнах и локальных конфликтах в них непременно принимали участие и воины-железнодорожники. Они, вплоть до начала русско-японской войны 1904—1905 годов, являлись составной частью инженерных войск и находились в подчинении Главного инженерного управления Военного министерства Российской империи.
В 1905 году железнодорожные войска были выделены из состава инженерных войск и выведены из подчинения Главного инженерного управления с подчинением Управлению военных сообщений (ВОСО) при Главном штабе Русской императорской армии.
Железнодорожники принимали участие и в Первой мировой войне.
После политического кризиса в стране и двух революций к власти в России пришли Советы. Старые институты ликвидировались, что не обошло стороной и железнодорожные войска, которые 27 января 1918 года прекратили своё существование.
1918 г. – 1941 г.
На место ликвидированного Управления военных сообщений пришёл Наркомат путей и сообщений, ставший впоследствии НКПС СССР, которые, по сути, выполняли те же функции, к которым прибавились ещё и инженерное строительство, развитие и интенсификация перевозок, внедрение научной базы в создание новых видов материалов для ж/д и автомобильных дорог, разработка и создание новых видов подвижного и локомотивного составов, а также технологий их производства.
Одной из самых главных задач в 20-е – 30-е годы прошлого столетия было восстановление сообщения между городами по все стране и с заграницей, восстановление подвижного состава. После Первой мировой войны и Гражданской было уничтожено или повреждено свыше 60% всей железнодорожной сети страны, почти 80% локомотивного и почти 90% вагонного парков. К началу 1929 года всё это удалось восстановить до довоенного уровня 1913 года.
К 1941 году железнодорожная сеть СССР, благодаря усердию военнослужащих Железнодорожных войск, простиралась на 107 тысяч километров, а объёмы грузовых перевозок превышали 590 миллионов тонн в год.
1941 г. – 1945 г.
С первого дня Великой Отечественной 22 июня 1941 года и до последнего дня Второй мировой 3 сентября 1945 года железнодорожные войска были на переднем крае. Железнодорожники осуществляли перевозки материального обеспечения войск и личного состава Красной армии, строили новые локомотивы и вагоны, эвакуировали целые промышленные предприятия, вывозили культурные ценности и граждан.
Для проведения всех фронтовых операций использовался железнодорожный транспорт. Гражданские специалисты и военнослужащие-железнодорожники самоотверженно трудились на благо тыла и фронта для скорейшего достижения победы.
За годы Великой Отечественной и заключительного периода Второй мировой, было перевезено более 20 миллионов вагонов, или 444 213 поездов. Состав из этих вагонов опоясал бы земной шар по экватору более шести раз. За годы войны свыше 140 работникам железнодорожного транспорта и военнослужащим были присвоены высокие звания Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза.
В послевоенное время железнодорожниками были восстановлены и заново отстроены свыше 120 тысяч километров железнодорожных путей, причём в те районы и области, где их не было и до войны.
Артефакты Музея Победы
На площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы железнодорожным войскам, а также инженерным сооружениям Наркомата путей и сообщений СССР в годы Великой Отечественной войны посвящён отдельный раздел, которые начал свою работу вместе с открытием музея 9 мая 1995 года, в честь 50-летия Победы.
На экспозиции представлены уникальные экспонаты. Среди них - товарный паровоз типа 0-5-0 серии «ЭУ», санитарный и грузовые крытые двухосные вагоны, грузовая открытая платформа, гидравлическая колонка для экипировки водой паровозов, дизельный разборный металлический копер РМК-5, ручной молот для забивания свай в землю, а также временный железнодорожный мост (восстановленный) и реконструкция разрушенного железнодорожного капитального моста.
На экспозиции представлены макеты противотанковых мин: ТМ-35 и ТМ-35М, ПМЗ-40, ТМ-41 и ТМД-44, которые применялись советскими партизанами при подрыве железнодорожного полотна и разрушении крупных объектов противника.
В новой экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа» эвакуации промышленности, культурных ценностей и граждан посвящён отдельный раздел «Чудо эвакуации». В натуральную величину выстроен вокзал с путями и вагонами, готовыми для погрузки материальных ценностей и вагоны-теплушки для людей.
#ам_дс