Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Железнодорожные воины

746

Ежегодно в нашей стране 6 августа свой профессиональный праздник отмечают действующие военнослужащие, ветераны вооружённых сил, а также гражданские специалисты Железнодорожных войск Российской Федерации. Праздник установлен на основании указа Президента России от 19 августа 1996 года.

1851 г. – 1918 г.

Железные дороги во всевозрастающих объёмах начали появляться в Российской империи на рубеже 1840-х – 1850-х годов. Император Николай I переброске войск, перевозке стратегически важных грузов из одного конца империи в другую и в целом железнодорожным коммуникациям отводил почти главную стратегическую роль в обороноспособности страны. Это сыграло свою роль для СССР уже в годы Великой Отечественной войны. А пока 6 августа 1851 года императором было учреждено «Положение о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги», которое стало точкой отсчёта специальных железнодорожных войск, в состав которых входили 14 отдельных военно-рабочих, кондукторских и телеграфных рот, общей численностью почти в 5 тысяч человек.

Главные задачи войск - поддержание в рабочем состоянии железнодорожного полотна, охрана переездов и стратегически важных объектов, а также платформ и мостов.

Начиная с 1870-х годов, когда Российская империя активно участвовала в войнах и локальных конфликтах в них непременно принимали участие и воины-железнодорожники. Они, вплоть до начала русско-японской войны 1904—1905 годов, являлись составной частью инженерных войск и находились в подчинении Главного инженерного управления Военного министерства Российской империи.

В 1905 году железнодорожные войска были выделены из состава инженерных войск и выведены из подчинения Главного инженерного управления с подчинением Управлению военных сообщений (ВОСО) при Главном штабе Русской императорской армии.

Железнодорожники принимали участие и в Первой мировой войне.

После политического кризиса в стране и двух революций к власти в России пришли Советы. Старые институты ликвидировались, что не обошло стороной и железнодорожные войска, которые 27 января 1918 года прекратили своё существование.

1918 г. – 1941 г.

На место ликвидированного Управления военных сообщений пришёл Наркомат путей и сообщений, ставший впоследствии НКПС СССР, которые, по сути, выполняли те же функции, к которым прибавились ещё и инженерное строительство, развитие и интенсификация перевозок, внедрение научной базы в создание новых видов материалов для ж/д и автомобильных дорог, разработка и создание новых видов подвижного и локомотивного составов, а также технологий их производства.

Одной из самых главных задач в 20-е – 30-е годы прошлого столетия было восстановление сообщения между городами по все стране и с заграницей, восстановление подвижного состава. После Первой мировой войны и Гражданской было уничтожено или повреждено свыше 60% всей железнодорожной сети страны, почти 80% локомотивного и почти 90% вагонного парков. К началу 1929 года всё это удалось восстановить до довоенного уровня 1913 года.

К 1941 году железнодорожная сеть СССР, благодаря усердию военнослужащих Железнодорожных войск, простиралась на 107 тысяч километров, а объёмы грузовых перевозок превышали 590 миллионов тонн в год.

1941 г. – 1945 г.

С первого дня Великой Отечественной 22 июня 1941 года и до последнего дня Второй мировой 3 сентября 1945 года железнодорожные войска были на переднем крае. Железнодорожники осуществляли перевозки материального обеспечения войск и личного состава Красной армии, строили новые локомотивы и вагоны, эвакуировали целые промышленные предприятия, вывозили культурные ценности и граждан.

Для проведения всех фронтовых операций использовался железнодорожный транспорт. Гражданские специалисты и военнослужащие-железнодорожники самоотверженно трудились на благо тыла и фронта для скорейшего достижения победы.

За годы Великой Отечественной и заключительного периода Второй мировой, было перевезено более 20 миллионов вагонов, или 444 213 поездов. Состав из этих вагонов опоясал бы земной шар по экватору более шести раз. За годы войны свыше 140 работникам железнодорожного транспорта и военнослужащим были присвоены высокие звания Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза.

В послевоенное время железнодорожниками были восстановлены и заново отстроены свыше 120 тысяч километров железнодорожных путей, причём в те районы и области, где их не было и до войны.

Артефакты Музея Победы

На площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы железнодорожным войскам, а также инженерным сооружениям Наркомата путей и сообщений СССР в годы Великой Отечественной войны посвящён отдельный раздел, которые начал свою работу вместе с открытием музея 9 мая 1995 года, в честь 50-летия Победы.

На экспозиции представлены уникальные экспонаты. Среди них - товарный паровоз типа 0-5-0 серии «ЭУ», санитарный и грузовые крытые двухосные вагоны, грузовая открытая платформа, гидравлическая колонка для экипировки водой паровозов, дизельный разборный металлический копер РМК-5, ручной молот для забивания свай в землю, а также временный железнодорожный мост (восстановленный) и реконструкция разрушенного железнодорожного капитального моста.

На экспозиции представлены макеты противотанковых мин: ТМ-35 и ТМ-35М, ПМЗ-40, ТМ-41 и ТМД-44, которые применялись советскими партизанами при подрыве железнодорожного полотна и разрушении крупных объектов противника.

В новой экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа» эвакуации промышленности, культурных ценностей и граждан посвящён отдельный раздел «Чудо эвакуации». В натуральную величину выстроен вокзал с путями и вагонами, готовыми для погрузки материальных ценностей и вагоны-теплушки для людей.

#ам_дс

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го

7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад, посвященный 24-й...

07.11.2024

Лента новостей

Освобождение большей части Советского Союза
Освобождение большей части Советского Союза

7 ноября 2024 года исполняется 80 лет со дня освобождения от немецко-нацистских войск и...

07.11.2024

Страницы истории

Окончание Битвы за Заполярье
Окончание Битвы за Заполярье

80 лет назад, 29 октября 1944 года, завершилась Петсамо-Киркенесская стратегическая наступательная операция, ознаменовав победу...

29.10.2024

Страницы истории

Окончание Восточно-Карпатской операции
Окончание Восточно-Карпатской операции

После завершения Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции советские силы оказались в предгорьях Восточных Карпат. Там...

28.10.2024

Страницы истории

Освобождение Белграда
Освобождение Белграда

Осенью 1944 года перед руководством СССР стояла задача создать единый советско-югославский фронт для дальнейшей...

20.10.2024

Страницы истории

День военного связиста
День военного связиста

105 лет назад, 20 октября 1919 года, приказом Революционного военного совета было образовано Управление...

20.10.2024

Страницы истории

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Лента новостей
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
07.11.2024
Освобождение большей части Советского Союза
Страницы истории
Освобождение большей части Советского Союза
07.11.2024
Окончание Битвы за Заполярье
Страницы истории
Окончание Битвы за Заполярье
29.10.2024
Окончание Восточно-Карпатской операции
Страницы истории
Окончание Восточно-Карпатской операции
28.10.2024
Освобождение Белграда
Страницы истории
Освобождение Белграда
20.10.2024
День военного связиста
Страницы истории
День военного связиста
20.10.2024
Москва на осадном положении
Страницы истории
Москва на осадном положении
19.10.2024
Учреждение медали «За отвагу»
Страницы истории
Учреждение медали «За отвагу»
17.10.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
15.10.2024
Начало Битвы за Москву
Страницы истории
Начало Битвы за Москву
30.09.2024
Начало освобождения Югославии в 1944 году
Лента новостей
Начало освобождения Югославии в 1944 году
28.09.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
22.09.2024
Перемирие СССР с Финляндией
Страницы истории
Перемирие СССР с Финляндией
19.09.2024
День рождения советской гвардии
Страницы истории
День рождения советской гвардии
18.09.2024
Окончание боев у реки Халхин-Гол
Страницы истории
Окончание боев у реки Халхин-Гол
15.09.2024
Освобождение Болгарии
Страницы истории
Освобождение Болгарии
08.09.2024
Окончание Второй мировой
Лента новостей
Окончание Второй мировой
03.09.2024
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
Страницы истории
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
01.09.2024
Перед началом Второй мировой
Страницы истории
Перед началом Второй мировой
01.09.2024
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
Страницы истории
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
28.08.2024