Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Павел Сухой: конструктор, рекордсмен, новатор

266

В селе Глубокое Виленской губернии (ныне Витебская область Республики Беларусь) 125 лет назад 22 июля родился конструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда Павел Осипович Сухой.

Юность и первые шаги в небо

Павел Осипович окончил гимназию в 1914 году. Решил продолжить своё образование и поступил на физико-математический факультет Московского университета.

Увлёкшись авиацией, он также стал посещать Императорское московское техническое училище, где свои лекции читал один из пионеров отечественной авиации и ракетостроения профессор Николай Жуковский. После окончания первого курса, именно в это училище, которое было высшим техническим образовательным заведением в стране, перешёл на учёбу будущий конструктор Сухой, навсегда выбрав авиацию своим смыслом жизни.

Кроме того, Павел Осипович стал членом воздухоплавательного кружка и начал осваивать управление авиационной техникой.

На фронтах Великой войны

С началом Первой мировой войны, Сухого призывают в ряды Русской императорской армии с направлением в Петроградскую школу прапорщиков, по окончанию которой он попадает в 1917 году на фронт.

В октябре того же года он уже начальник пулеметной команды пехотного полка.

После развала фронта и демобилизации он вернулся в Москву для окончания учёбы. Узнав, что его училище временно не функционирует, начал преподавать математику в Гомеле и Лунинце в Белоруссии.

Птенец гнезда Туполева

С возобновлением в 1920 году работы Московского высшего технического училища (новое название бывшего Императорского московского технического училища) Павел Осипович продолжил обучение, прерванное сначала Первой мировой, а затем Гражданской войной.

В 1924 году он поступает чертёжником в Центральный Аэрогидродинамический институт «ЦАГИ». Именно здесь его – молодого и талантливого, увлечённого авиацией юношу, замечает авиационный конструктор Андрей Туполев, который взял его на работу в своё конструкторское бюро.

Первый самолёты Сухого

С началом работы в КБ Туполева, под его общим руководством Павел Сухой начинает проектировать и после конструировать свои первые летательные аппараты.

В этот период им совместно с другими авиаторами создаются первый в СССР цельнометаллический истребитель И-4 и скоростной более современный И-14. Также Сухим было спроектировано несколько самолётов, которые и на которых устанавливались мировые рекорды. Такими самолётами стали АНТ-25, на котором Валерий Чкалов, Александр Беляков и Георгий Байдуков совершили знаменитый беспосадочный перелёт через Северный полюс в США в 1937 году.  А на самолёте АНТ-37 «Родина», который также был разработан Павлом Осиповичем, женский экипаж в составе Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой установил мировой рекорд дальности перелёта в 1938 году.

Боевые самолёты Сухого в годы войны

Следующим шагом после создания самолётов гражданского назначения было создание многоцелевого боевого самолёта. Такие работы начались в 1936 году.

Первый самостоятельный вылет самолёта под обозначением Су-2 состоялся 25 августа 1937 года. В воздух его поднял лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов.

Принятый на вооружение ВВС РККА Су-2 оказался очень удачным и универсальным самолетом. В начале Великой Отечественной его активно использовали в качестве бомбардировщика-штурмовика, ближнего разведчика и корректировщика артиллерийского огня. Машина хорошо зарекомендовала себя также в воздушных боях против истребителей противника.

Су-2 стал одними из первых самолётов, вступивших в боевые действия с врагом на рассвете 22 июня 1941 года. Уже в первый день войны «сушки» Одесского военного округа бомбили переправы через реку Прут, существенно задержав продвижение противника вглубь Советского Союза.

Первый и единственный женский таран

Во время одного из боевых вылетов 12 сентября 1941 года Елена Зеленко, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка, в ходе воздушного боя сбила один истребитель противника и протаранила своим самолётом другой.

За проявленное мужество и героизм на фронте в борьбе с врагом Екатерина Ивановна Зеленко была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Эпоха реактивной авиации

После Великой Отечественной войны Павел Осипович одним из первых в Советском Союзе начал работу над проектами реактивных самолётов, понимая, что именно за ними стоит будущее всей авиации.

В то время велась разработка одновременно нескольких самолётов «Су», но лётное происшествие в 1949 году заморозило дальнейшие работы в этом направлении на некоторое время.

Активное проектирование и разработка новейших реактивных самолётов под индексом «Су» возобновилась в 1956 году. В 1960-х – 1970-х годах были разработаны: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси, истребитель-бомбардировщик Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, а также штурмовик Су-25.

Наследие Павла Сухого

В настоящее время ПАО «Компания «Сухой»» продолжает соблюдать традиции, конструкторские наработки и стандарты качества, введённые Павлом Осиповичем Сухим.

На вооружении ВКС России, которые защищают небо страны и активно ведут борьбу с международным терроризмом, и сейчас стоят новые модели истребителей: Су-27, Су-30, Су-35, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-24М и Су-34, а также истребители пятого поколения Су-57, которые проходят испытания и вскоре будут приняты на вооружение.

Артефакты Музея Победы

На экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений под открытым небом посетители и гости Музея Победы могут увидеть макет лёгкого бомбардировщика Су-2, входившего в состав отдельной штурмовой группы 8-й Воздушный армии Сталинградского фронта осенью 1942 – зимой 1943 годов.

Музей Победы на экспозиции вооружения, военной техники войн и локальных конфликтов 50-х–80-х годов ХХ столетия экспонирует уникальные самолёты уже реактивной эры отечественной авиации, которые были созданы под непосредственным руководство Павла Осиповича. Среди них - истребитель-перехватчик Су-15ТМ, истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и легендарный штурмовик Су-25 «Грач».

#ам_дс

Первый налет нацистской авиации на Москву
Первый налет нацистской авиации на Москву

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года, спустя месяц после начала Великой...

22.07.2024

Страницы истории

«Большой вальс» немцев в Москве
«Большой вальс» немцев в Москве

80 лет назад 17 июля в Москве, в честь крупнейших побед Красной Армии в...

17.07.2024

Страницы истории

История «Катюши»
История «Катюши»

14 июля 1941 года в ходе Смоленской оборонительной операции состоялось первое применение реактивных систем...

14.07.2024

Лента новостей

Окончательный перелом в Курской битве
Окончательный перелом в Курской битве

Сражение под Прохоровкой продолжалось с 9 по 17 июля 1943 года и стало пиком...

12.07.2024

Лента новостей

Ключевое событие Второй мировой
Ключевое событие Второй мировой

5 июля 1943 года началась Курская битва, одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны,...

05.07.2024

Страницы истории

Освобождение Минска
Освобождение Минска

3 июля 1944 года отмечают освобождение Минска Красной Армией: войсками 1-го Белорусского фронта Константина...

03.07.2024

Страницы истории

Первый налет нацистской авиации на Москву
Страницы истории
Первый налет нацистской авиации на Москву
22.07.2024
«Большой вальс» немцев в Москве
Страницы истории
«Большой вальс» немцев в Москве
17.07.2024
История «Катюши»
Лента новостей
История «Катюши»
14.07.2024
Окончательный перелом в Курской битве
Лента новостей
Окончательный перелом в Курской битве
12.07.2024
Ключевое событие Второй мировой
Страницы истории
Ключевое событие Второй мировой
05.07.2024
Освобождение Минска
Страницы истории
Освобождение Минска
03.07.2024
День Независимости Республики Беларусь
Страницы истории
День Независимости Республики Беларусь
03.07.2024
День партизан и подпольщиков
Страницы истории
День партизан и подпольщиков
29.06.2024
В ознаменование Победы Советского Союза
Страницы истории
В ознаменование Победы Советского Союза
24.06.2024
Священный Парад
Страницы истории
Священный Парад
24.06.2024
Операция «Багратион»
Страницы истории
Операция «Багратион»
23.06.2024
День начала Великой Отечественной
Страницы истории
День начала Великой Отечественной
22.06.2024
Первому автомату Калашникова — 75 лет
Страницы истории
Первому автомату Калашникова — 75 лет
18.06.2024
Открытие второго фронта во Франции
Страницы истории
Открытие второго фронта во Франции
06.06.2024
Раздел Берлина на оккупационные зоны
Страницы истории
Раздел Берлина на оккупационные зоны
05.06.2024
Неравный бой пограничников
Страницы истории
Неравный бой пограничников
28.05.2024
Легендарный пистолет Макарова
Страницы истории
Легендарный пистолет Макарова
22.05.2024
Первая награда Великой Отечественной
Страницы истории
Первая награда Великой Отечественной
20.05.2024
Вывод советских войск из Афганистана
Страницы истории
Вывод советских войск из Афганистана
15.05.2024
День освобождения Крыма
Страницы истории
День освобождения Крыма
12.05.2024