Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Павел Сухой: конструктор, рекордсмен, новатор

321

В селе Глубокое Виленской губернии (ныне Витебская область Республики Беларусь) 125 лет назад 22 июля родился конструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда Павел Осипович Сухой.

Юность и первые шаги в небо

Павел Осипович окончил гимназию в 1914 году. Решил продолжить своё образование и поступил на физико-математический факультет Московского университета.

Увлёкшись авиацией, он также стал посещать Императорское московское техническое училище, где свои лекции читал один из пионеров отечественной авиации и ракетостроения профессор Николай Жуковский. После окончания первого курса, именно в это училище, которое было высшим техническим образовательным заведением в стране, перешёл на учёбу будущий конструктор Сухой, навсегда выбрав авиацию своим смыслом жизни.

Кроме того, Павел Осипович стал членом воздухоплавательного кружка и начал осваивать управление авиационной техникой.

На фронтах Великой войны

С началом Первой мировой войны, Сухого призывают в ряды Русской императорской армии с направлением в Петроградскую школу прапорщиков, по окончанию которой он попадает в 1917 году на фронт.

В октябре того же года он уже начальник пулеметной команды пехотного полка.

После развала фронта и демобилизации он вернулся в Москву для окончания учёбы. Узнав, что его училище временно не функционирует, начал преподавать математику в Гомеле и Лунинце в Белоруссии.

Птенец гнезда Туполева

С возобновлением в 1920 году работы Московского высшего технического училища (новое название бывшего Императорского московского технического училища) Павел Осипович продолжил обучение, прерванное сначала Первой мировой, а затем Гражданской войной.

В 1924 году он поступает чертёжником в Центральный Аэрогидродинамический институт «ЦАГИ». Именно здесь его – молодого и талантливого, увлечённого авиацией юношу, замечает авиационный конструктор Андрей Туполев, который взял его на работу в своё конструкторское бюро.

Первый самолёты Сухого

С началом работы в КБ Туполева, под его общим руководством Павел Сухой начинает проектировать и после конструировать свои первые летательные аппараты.

В этот период им совместно с другими авиаторами создаются первый в СССР цельнометаллический истребитель И-4 и скоростной более современный И-14. Также Сухим было спроектировано несколько самолётов, которые и на которых устанавливались мировые рекорды. Такими самолётами стали АНТ-25, на котором Валерий Чкалов, Александр Беляков и Георгий Байдуков совершили знаменитый беспосадочный перелёт через Северный полюс в США в 1937 году.  А на самолёте АНТ-37 «Родина», который также был разработан Павлом Осиповичем, женский экипаж в составе Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой установил мировой рекорд дальности перелёта в 1938 году.

Боевые самолёты Сухого в годы войны

Следующим шагом после создания самолётов гражданского назначения было создание многоцелевого боевого самолёта. Такие работы начались в 1936 году.

Первый самостоятельный вылет самолёта под обозначением Су-2 состоялся 25 августа 1937 года. В воздух его поднял лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов.

Принятый на вооружение ВВС РККА Су-2 оказался очень удачным и универсальным самолетом. В начале Великой Отечественной его активно использовали в качестве бомбардировщика-штурмовика, ближнего разведчика и корректировщика артиллерийского огня. Машина хорошо зарекомендовала себя также в воздушных боях против истребителей противника.

Су-2 стал одними из первых самолётов, вступивших в боевые действия с врагом на рассвете 22 июня 1941 года. Уже в первый день войны «сушки» Одесского военного округа бомбили переправы через реку Прут, существенно задержав продвижение противника вглубь Советского Союза.

Первый и единственный женский таран

Во время одного из боевых вылетов 12 сентября 1941 года Елена Зеленко, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка, в ходе воздушного боя сбила один истребитель противника и протаранила своим самолётом другой.

За проявленное мужество и героизм на фронте в борьбе с врагом Екатерина Ивановна Зеленко была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Эпоха реактивной авиации

После Великой Отечественной войны Павел Осипович одним из первых в Советском Союзе начал работу над проектами реактивных самолётов, понимая, что именно за ними стоит будущее всей авиации.

В то время велась разработка одновременно нескольких самолётов «Су», но лётное происшествие в 1949 году заморозило дальнейшие работы в этом направлении на некоторое время.

Активное проектирование и разработка новейших реактивных самолётов под индексом «Су» возобновилась в 1956 году. В 1960-х – 1970-х годах были разработаны: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси, истребитель-бомбардировщик Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, а также штурмовик Су-25.

Наследие Павла Сухого

В настоящее время ПАО «Компания «Сухой»» продолжает соблюдать традиции, конструкторские наработки и стандарты качества, введённые Павлом Осиповичем Сухим.

На вооружении ВКС России, которые защищают небо страны и активно ведут борьбу с международным терроризмом, и сейчас стоят новые модели истребителей: Су-27, Су-30, Су-35, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-24М и Су-34, а также истребители пятого поколения Су-57, которые проходят испытания и вскоре будут приняты на вооружение.

Артефакты Музея Победы

На экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений под открытым небом посетители и гости Музея Победы могут увидеть макет лёгкого бомбардировщика Су-2, входившего в состав отдельной штурмовой группы 8-й Воздушный армии Сталинградского фронта осенью 1942 – зимой 1943 годов.

Музей Победы на экспозиции вооружения, военной техники войн и локальных конфликтов 50-х–80-х годов ХХ столетия экспонирует уникальные самолёты уже реактивной эры отечественной авиации, которые были созданы под непосредственным руководство Павла Осиповича. Среди них - истребитель-перехватчик Су-15ТМ, истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и легендарный штурмовик Су-25 «Грач».

#ам_дс

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го

7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад, посвященный 24-й...

07.11.2024

Лента новостей

Освобождение большей части Советского Союза
Освобождение большей части Советского Союза

7 ноября 2024 года исполняется 80 лет со дня освобождения от немецко-нацистских войск и...

07.11.2024

Страницы истории

Окончание Битвы за Заполярье
Окончание Битвы за Заполярье

80 лет назад, 29 октября 1944 года, завершилась Петсамо-Киркенесская стратегическая наступательная операция, ознаменовав победу...

29.10.2024

Страницы истории

Окончание Восточно-Карпатской операции
Окончание Восточно-Карпатской операции

После завершения Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции советские силы оказались в предгорьях Восточных Карпат. Там...

28.10.2024

Страницы истории

Освобождение Белграда
Освобождение Белграда

Осенью 1944 года перед руководством СССР стояла задача создать единый советско-югославский фронт для дальнейшей...

20.10.2024

Страницы истории

День военного связиста
День военного связиста

105 лет назад, 20 октября 1919 года, приказом Революционного военного совета было образовано Управление...

20.10.2024

Страницы истории

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Лента новостей
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
07.11.2024
Освобождение большей части Советского Союза
Страницы истории
Освобождение большей части Советского Союза
07.11.2024
Окончание Битвы за Заполярье
Страницы истории
Окончание Битвы за Заполярье
29.10.2024
Окончание Восточно-Карпатской операции
Страницы истории
Окончание Восточно-Карпатской операции
28.10.2024
Освобождение Белграда
Страницы истории
Освобождение Белграда
20.10.2024
День военного связиста
Страницы истории
День военного связиста
20.10.2024
Москва на осадном положении
Страницы истории
Москва на осадном положении
19.10.2024
Учреждение медали «За отвагу»
Страницы истории
Учреждение медали «За отвагу»
17.10.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
15.10.2024
Начало Битвы за Москву
Страницы истории
Начало Битвы за Москву
30.09.2024
Начало освобождения Югославии в 1944 году
Лента новостей
Начало освобождения Югославии в 1944 году
28.09.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
22.09.2024
Перемирие СССР с Финляндией
Страницы истории
Перемирие СССР с Финляндией
19.09.2024
День рождения советской гвардии
Страницы истории
День рождения советской гвардии
18.09.2024
Окончание боев у реки Халхин-Гол
Страницы истории
Окончание боев у реки Халхин-Гол
15.09.2024
Освобождение Болгарии
Страницы истории
Освобождение Болгарии
08.09.2024
Окончание Второй мировой
Лента новостей
Окончание Второй мировой
03.09.2024
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
Страницы истории
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
01.09.2024
Перед началом Второй мировой
Страницы истории
Перед началом Второй мировой
01.09.2024
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
Страницы истории
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
28.08.2024