Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Павел Сухой: конструктор, рекордсмен, новатор

383

В селе Глубокое Виленской губернии (ныне Витебская область Республики Беларусь) 125 лет назад 22 июля родился конструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда Павел Осипович Сухой.

Юность и первые шаги в небо

Павел Осипович окончил гимназию в 1914 году. Решил продолжить своё образование и поступил на физико-математический факультет Московского университета.

Увлёкшись авиацией, он также стал посещать Императорское московское техническое училище, где свои лекции читал один из пионеров отечественной авиации и ракетостроения профессор Николай Жуковский. После окончания первого курса, именно в это училище, которое было высшим техническим образовательным заведением в стране, перешёл на учёбу будущий конструктор Сухой, навсегда выбрав авиацию своим смыслом жизни.

Кроме того, Павел Осипович стал членом воздухоплавательного кружка и начал осваивать управление авиационной техникой.

На фронтах Великой войны

С началом Первой мировой войны, Сухого призывают в ряды Русской императорской армии с направлением в Петроградскую школу прапорщиков, по окончанию которой он попадает в 1917 году на фронт.

В октябре того же года он уже начальник пулеметной команды пехотного полка.

После развала фронта и демобилизации он вернулся в Москву для окончания учёбы. Узнав, что его училище временно не функционирует, начал преподавать математику в Гомеле и Лунинце в Белоруссии.

Птенец гнезда Туполева

С возобновлением в 1920 году работы Московского высшего технического училища (новое название бывшего Императорского московского технического училища) Павел Осипович продолжил обучение, прерванное сначала Первой мировой, а затем Гражданской войной.

В 1924 году он поступает чертёжником в Центральный Аэрогидродинамический институт «ЦАГИ». Именно здесь его – молодого и талантливого, увлечённого авиацией юношу, замечает авиационный конструктор Андрей Туполев, который взял его на работу в своё конструкторское бюро.

Первый самолёты Сухого

С началом работы в КБ Туполева, под его общим руководством Павел Сухой начинает проектировать и после конструировать свои первые летательные аппараты.

В этот период им совместно с другими авиаторами создаются первый в СССР цельнометаллический истребитель И-4 и скоростной более современный И-14. Также Сухим было спроектировано несколько самолётов, которые и на которых устанавливались мировые рекорды. Такими самолётами стали АНТ-25, на котором Валерий Чкалов, Александр Беляков и Георгий Байдуков совершили знаменитый беспосадочный перелёт через Северный полюс в США в 1937 году.  А на самолёте АНТ-37 «Родина», который также был разработан Павлом Осиповичем, женский экипаж в составе Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой установил мировой рекорд дальности перелёта в 1938 году.

Боевые самолёты Сухого в годы войны

Следующим шагом после создания самолётов гражданского назначения было создание многоцелевого боевого самолёта. Такие работы начались в 1936 году.

Первый самостоятельный вылет самолёта под обозначением Су-2 состоялся 25 августа 1937 года. В воздух его поднял лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов.

Принятый на вооружение ВВС РККА Су-2 оказался очень удачным и универсальным самолетом. В начале Великой Отечественной его активно использовали в качестве бомбардировщика-штурмовика, ближнего разведчика и корректировщика артиллерийского огня. Машина хорошо зарекомендовала себя также в воздушных боях против истребителей противника.

Су-2 стал одними из первых самолётов, вступивших в боевые действия с врагом на рассвете 22 июня 1941 года. Уже в первый день войны «сушки» Одесского военного округа бомбили переправы через реку Прут, существенно задержав продвижение противника вглубь Советского Союза.

Первый и единственный женский таран

Во время одного из боевых вылетов 12 сентября 1941 года Елена Зеленко, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка, в ходе воздушного боя сбила один истребитель противника и протаранила своим самолётом другой.

За проявленное мужество и героизм на фронте в борьбе с врагом Екатерина Ивановна Зеленко была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Эпоха реактивной авиации

После Великой Отечественной войны Павел Осипович одним из первых в Советском Союзе начал работу над проектами реактивных самолётов, понимая, что именно за ними стоит будущее всей авиации.

В то время велась разработка одновременно нескольких самолётов «Су», но лётное происшествие в 1949 году заморозило дальнейшие работы в этом направлении на некоторое время.

Активное проектирование и разработка новейших реактивных самолётов под индексом «Су» возобновилась в 1956 году. В 1960-х – 1970-х годах были разработаны: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси, истребитель-бомбардировщик Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, а также штурмовик Су-25.

Наследие Павла Сухого

В настоящее время ПАО «Компания «Сухой»» продолжает соблюдать традиции, конструкторские наработки и стандарты качества, введённые Павлом Осиповичем Сухим.

На вооружении ВКС России, которые защищают небо страны и активно ведут борьбу с международным терроризмом, и сейчас стоят новые модели истребителей: Су-27, Су-30, Су-35, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-24М и Су-34, а также истребители пятого поколения Су-57, которые проходят испытания и вскоре будут приняты на вооружение.

Артефакты Музея Победы

На экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений под открытым небом посетители и гости Музея Победы могут увидеть макет лёгкого бомбардировщика Су-2, входившего в состав отдельной штурмовой группы 8-й Воздушный армии Сталинградского фронта осенью 1942 – зимой 1943 годов.

Музей Победы на экспозиции вооружения, военной техники войн и локальных конфликтов 50-х–80-х годов ХХ столетия экспонирует уникальные самолёты уже реактивной эры отечественной авиации, которые были созданы под непосредственным руководство Павла Осиповича. Среди них - истребитель-перехватчик Су-15ТМ, истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и легендарный штурмовик Су-25 «Грач».

#ам_дс

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом

80 лет назад, 30 апреля 1945 года, советские солдаты водрузили Знамя Победы над зданием...

30.04.2025

Страницы истории

Историческая встреча на Эльбе
Историческая встреча на Эльбе

Апрель 1945 года стал месяцем решительных побед стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с...

25.04.2025

Страницы истории

Первый командир легендарных «катюш»
Первый командир легендарных «катюш»

120 лет назад, 24 апреля 1905 года, родился Иван Андреевич Флёров, вошедший в отечественную...

24.04.2025

Страницы истории

Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Начало Берлинской стратегической наступательной операции

80 лет назад Советская Армия начала одну из крупнейших в отечественной военной истории наступательных...

16.04.2025

Страницы истории

80 лет со дня взятия Вены
80 лет со дня взятия Вены

В эти весенние дни, 80 лет назад, Красная Армия продолжала победоносное шествие к Берлину,...

13.04.2025

Страницы истории

Восстание в Бухенвальде
Восстание в Бухенвальде

11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Дата связана с событиями...

11.04.2025

Страницы истории

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Страницы истории
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30.04.2025
Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025
Восстание в Бухенвальде
Страницы истории
Восстание в Бухенвальде
11.04.2025
Штурм Кенигсберга
Страницы истории
Штурм Кенигсберга
09.04.2025
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
Страницы истории
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
06.04.2025
Эталон бронетехники
Страницы истории
Эталон бронетехники
29.03.2025
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025
Конференция союзных государств
Страницы истории
Конференция союзных государств
04.02.2025
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
Страницы истории
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
02.02.2025
«Атака века» легендарного подводника
Страницы истории
«Атака века» легендарного подводника
30.01.2025
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
Страницы истории
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
29.01.2025
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
Страницы истории
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
27.01.2025
Освобождение Освенцима
Страницы истории
Освобождение Освенцима
27.01.2025
Бомбардировка Берлина
Страницы истории
Бомбардировка Берлина
20.01.2025
Освобождение столицы Польши
Страницы истории
Освобождение столицы Польши
17.01.2025