Она летела из Москвы и в иллюминатор пыталась рассмотреть уже начинавшие зеленеть поля и леса. От усталости немного клонило в сон, но как только закрывала глаза, его как рукой снимало. Сказывалось волнение последних дней и ворох эмоций от встреч с людьми, о которых до этого слышала только в выпусках Совинформбюро или читала в газетах. И надо же такому случиться? Еще несколько часов назад она встречалась с уполномоченным Государственного комитета обороны СССР Алексеем Николаевичем Косыгиным. А темой стал ее доклад о прокладке по дну Ладожского озера бензопровода. Да, именно бензопровода протяженностью более двух десятков километров.
В дальнейшем, этот бензопровод станет настоящей «артерией жизни» для осажденного города, но сейчас впереди ждала огромная работа. Еще бы, Государственный комитет Ооороны проект одобрил и тут же подписал постановление о строительстве, но и срок назначил - пятьдесят дней. Теперь этот проект становился зоной ее ответственности.
А звали ее - Нина Соколова. К началу войны она уже была главным инженером 27-го отряда Экспедиции подводных работ особого назначения – ЭПРОН. Эта организация занималась подъемом затонувших объектов, спасением судов, строительством портов и прокладкой подводных трубопроводов.
А еще она была первой в СССР женщиной-водолазом. Настойчивая, целеустремленная, но для того, чтобы выдать ей разрешение на подводные спуски на глубину до 10 метров, пришлось обращаться к председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину. В характеристике говорилось: «Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных».
Весной 1942 года вопрос прокладки трубопровода по дну Ладоги стал вопросом жизни и смерти. Горюче-смазочных материалов на тот момент оставалось примерно на сто дней, вариант с доставкой горючего старым способом, когда по подводным железнодорожным спускам цистерны с бензином спускали на воду и буксировали на противоположный берег, где снова ставились на рельсы, отнимал много ресурсов и находился под прицелами вражеской авиации. А вот прокладка труб по дну стало совершенно оригинальной идеей.
Соколова сама вела разведку дна на месте будущего трубопровода. Начинался он у Осиновецкого маяка, где лес плотно подступал к воде и давал укрытие от самолётов. Делали всё в тёмное время суток, потому что хватило бы одной бомбы, чтобы сорвать весь проект, в котором были заняты сотни людей. Экстремальных ситуаций все равно хватало. Так, в первый же день укладки, 26 мая, шторм сорвал участок только что смонтированной трубы. Значит, что-то было не учтено, и приходилось уже на ходу принимать новые решения. Но так или иначе дело двигалось вперед. Теперь готовые секции труб предварительно испытывали, прогоняя керосин под утроенным рабочим давлением, чтобы уж наверняка. А ведь глубина закладки труб, порой доходила до тридцати пяти метров.
В результате задание было выполнено не за пятьдесят, а за сорок три дня. Всё - вместе с насосными станциями и резервуарами для приёма. Его сдали 16 июня 1942 года. Трубопровод, протяженностью 29 километров, из которых двадцать один километр шел под водой.
За время осады через него в Ленинград прокачали более пятидесяти тысяч тонн горючего. А значит высвободились грузовики и баржи, на которых в осажденный город доставлялось продовольствие, хлеб, медикаменты и, в результате это сохранило чьи-то жизни.
Осенью того же года под ее руководством начнется прокладка по дну Ладоги линии электропередач до Волховской ГЭС. Во время выполнения этого важного государственного задания Нина Васильевна Соколова при обстреле получит серьезное ранение. Но после снятия блокады она все равно будет руководить водолазами по расчистке акватории вокруг Ленинграда. Такая же настойчивая и целеустремленная, молодая и сильная.
Стоит уточнить: в 1942-ом, когда Нина Соколова выполняла этот уникальный проект, который потом назвали «артерией жизни», эй было всего тридцать лет. Всего или уже… Это потому что война меряет жизнь только своими мерками.
(с) Купарев Андрей Сергеевич
На основе:
https://ruspekh.ru/people/item/sokolova-nina-vasilevna
https://rg.ru/2016/07/20/nina-sokolova-voennyj-podvig-prostogo-vodolaza.html
https://gumrf.ru/news/1/news_280119_4.html
В рамках подготовки экспозиции Музея Победы «Подвиг народа»