Отец «тридцатьчетвёрки»

3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги (ныне Пере­славль-Залесский район Яро­славской области) родился будущий прославленный отечественный танковый конструктор, создатель легендарного среднего танка Т-34, Герой Социалистического Труда Михаил Ильич Кошкин.

Оставшись в детстве без отца, подорвавшего здоровье на лесных работах, Михаил Ильич в 11 лет отправился в Москву на заработки. Работал посыльным и подсобным рабочим в булочной и на кондитерской фабрике и до призыва в армию в 1917-м, ни о какой конструкторской деятельности не помышлял.

Попав в окопы на не­мецком фронте, был ранен, лечился в московском госпитале. После революции вступил в Красную Армию, осво­бождал от интервентов Архангельск. Именно здесь будущий конструктор впервые увидел английские танки «Mark V».

Демобилизовавшись в 1921 году, Кошкин работает на средних партийных должностях, на кондитерской фабрике. Тяга к конструированию взяла своё – в 1929 году поступает в Ленинградский политехнический институт. Через пять лет – в 1934 году – Кошкин защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов».

Неординарный конструкторский талант Кошкина был замечен сразу: по настоянию Народного комиссара тяжёлой промышленности Григория Орджоникидзе Михаил Кошкин возглавил конструкторское бюро на Харьковском заводе им. Коминтерна.

В КБ он руководит модернизацией танка БТ-7, а с 1937 года берется за выполнение задания Главного автобронетанкового управления РККА – разработать новый колесно-гусеничный танк.

В середине 1930-х приближение большой войны витало в воздухе, приходилось работать быстрыми темпами. Кошкин понимал, что новый танк должен быть быстроходным, обладать серьезной огневой мощью, высокой проходимостью и крепкой бронёй, способной выдержать артиллерийский огонь.

После выпуска и испытаний нескольких прототипов с учётом опыта советско-финляндской войны на вооружение Красной Армии 19 декабря 1940 года был принят новый средний танк Т-34, который в годы Великой Отечественной войны снискал к себе любовь и уважение наших танкистов.

Созданный под руководством Михаила Кошкина танк стал первой боевой машиной с рациональным расположением наклонных бронеплит и круговой противоснарядной броней.

На первых серийных образцах этой машины устанавливалась 76-мм пушка. Модификация Т-34-85 в 1944 году имела уже 85-мм пушку. Её бронебойный снаряд массой 9 килограммов с расстояния полукилометра и километра пробивал броню 111-мм и 102-мм, что превосходило бронеснаряжение немецких танков.

Отличительной чертой танка стала башня, которая благодаря своей форме получила ласковое прозвище «пирожок». Позже, в 1942 году, ее заменили на шестигранную башню-«гайку», а в 1944 году – на трехместную сварную башню.

Танки Т-34 воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, а после победы в Европе – и против японских милитаристов на Дальнем Востоке.

Спустя 74 года после окончания войны Т-34 занял своё почётное место на постаментах, призванных увековечить память о подвиге советских солдат и офицеров. Свыше 50 подобных мемориалов установлено в городах и деревнях Российской Федерации, Европы, стран СНГ – участниц Великой Отечественной войны. Подобный памятник есть и в столице Германии – Берлине, на Мемориале павшим советским воинам в парке Тиргартен.

В составе экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены десятки образцов бронетанковой техники стран – участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В частности, здесь можно увидеть весь парк советских бронетанковых войск – от танкеток начала 1930-х годов до таких тяжеловесов, как ИС-3. Особое место в составе экспозиции занимают танки Т-34 и его модификации.

#ам_аг