Сто лет военному летчику-асу

Широко известны имена лучших советских летчиков Великой Отечественной – Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина. Но кроме прославленных маршалов авиации, история сохранила имена других авиаторов,  сражавшихся с врагом в военном небе.

1 октября 1918 года родился Сергей Данилович Луганский, будущий  дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. За время войны он совершил 390 боевых вылетов и одержал 42 воздушные победы.

Будущий прославленный ас родился в городе Верный (теперь – Алма-Аты). После средней школы направлен в Оренбургскую школу летчиков, которую окончил в 1938 с отличием.

Воевал уже на советско-финляндской, во время которой совершил 59 боевых вылетов. В эти годы летчик открыл свой боевой счёт, сбив финский истребитель «Глостер Гладиатор». Однажды с Луганским приключился казус, который вспоминали во всех авиаподразделениях – во время боевого вылета он был сбит над вражеской территорией, но успел прыгнуть с парашютом. Во время прыжка с авиатора сорвались унты, и он был вынужден почти двое суток идти к своим через линию фронта буквально босиком.

Великую Отечественную Сергей Данилович встретил на Южном фронте.  Осенью 1941 года он вел настолько интенсивную и успешную боевую работу, что за неполные три месяца был дважды удостоен ордена Красного Знамени.

С осени 1942 года он уже под Сталинградом, сражается в 270 истребительном авиаполку.

Прикрывая переправу через Волгу, в одном из боёв капитан Луганский повёл в лобовую атаку восьмёрку ЛаГГ-3 против вдвое большего количества вражеских истребителей. Немецкие лётчики, не любившие лобовые атаки наших пилотов, попытались ретироваться. Луганский ударом винта снёс стабилизатор уходящего «мессера», и вражеский самолет, потеряв управление, разбился о землю.

В начале 1943 года 270-й истребительный авиаполк переучился на истребители Як-1, вернувшись на фронт к Курской битве. Это решающее сражение Луганский встретил комэском. Капитан Сергей Луганский в том году совершил 221 боевой вылет, в которых лично сбил 18 самолетов – в сентябре того же года получил за это свою первую «Золотую звезду».

В одном из боев герой был ранен и на поправку вернулся в родной город Алма-Ата. Его настолько радушно встретили, что собрали к Новому году деньги на постройку именного самолёта знаменитому земляку. На фронт Сергей Данилович вернулся уже на «личной» крылатой машине с надписью на борту: «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомола и молодежи г. Алма-Ата».

После освобождения территории Советского Союза Луганский продолжал освобождать Европу. Он уже стал командиром истребительного полка. По результатам этих боёв в июле 1944 года летчик-ас получил вторую «Золотую звезду».

В Зале Славы Музея Победы на 27 мраморных белоснежных пилонах увековечены имена 11 тысяч 802 человек – Героев Советского Союза и Российской Федерации (героев войны, отмеченных высшим званием после 1991 года).

Посетители и гости музея могут найти среди них и Сергея Даниловича Луганского. Расположенный в зале тач-скрин экран расскажет подробности его интересной биографии и боевого пути.

На открытой площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений музея представлено свыше 400 образцов артиллерийского вооружения, бронетанковой и авиационной техники. Экспонируются здесь и истребители ЛаГГ-3 и Як-3 – на таких летал в годы войны Сергей Луганский.

#ам_аг