Вместо сердца – пламенный мотор

12 августа в нашей стране отмечается День Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Пионерами отечественного авиационного строения стали небольшие самолеты, такие как легкие бипланы Р-5 и У-2 (впоследствии самолет переименовали в По-2 в честь его создателя Николая Поликарпова, скончавшегося в 1944 году).

В течение многих лет самолеты У-2 являлись ос­новным учебным самолетом всех аэроклубов ОСОАВИАХИМА, летных школ ВВС и Гражданского воздушного флота. У-2 поступил в Красную Армию в 1930 году. Свое боевое кре­щение этот самолет получил в ходе боев у озера Хасан в 1938 году.

К началу Великой Отечественной войны насчитывалось свыше 3 тысяч этих самолетов. Осенью 1941 года конструктором У-2 Николаем Поликарповым была создана модификация легкого ночного бомбардировщика. Его основным назначением стали ночные бомбовые удары на предельно малой высоте по противнику. Созданный Героем Советского Союза Мариной Расковой 588-й ночной бомбардировочный авиаполк (впоследствии 46-й гвардейский Таманский женский авиаполк ночных бомбардировщиков) летал исключительно на самолетах У-2 и был полностью укомплектован женским экипажем и техниками. За годы войны 23 летчицы этого соединения удостоены звания Героя Советского Союза. Отважных летчиц немцы прозвали «ночными ведьмами». В период активных боевых действий в 1942–1945 годах авиаполк ночных бомбардировщиков совершил почти 24000 боевых вылетов.

Спектр применения самолетов У-2 на фронте был очень широк. В течение всей войны они использовались для ведения разведки, осуществления связи между войсковыми частями. Этим самолетам пришлось летать и за линию фронта – доставлять оружие, боеприпасы, продовольствие и медикаменты партизанам.

В экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлен макет легкого ночного бомбардировщика У-2 (По-2) образца 1944 года. По заказу музея он изготовлен ТОО «АВИОН» летом 2001 года. Самолет создан частично из оригинальных и родных деталей, окрашен в камуфляж 46-го гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков с бортовым номером 14.

#ам_юг