Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



10 фактов о Дороге жизни

267

10 фактов о Дороге жизни Дорога жизни через Ладожское озеро. Блокада Ленинграда. Снимок был сделан зимой 1942 года. Фото: Александр Бродский / РИА Новости

Утром 21 ноября 1941 года первый конный обоз прошел по льду Ладожского озера и доставил в блокадный Ленинград 63 тонны муки. А вечером того же дня из Коккорево в Кобону отправилась первая колонна автомобилей, которая вернулась обратно на следующий день. Таким образом 22 ноября считается датой начала работы «Дороги жизни», к этой дате мы рассмотрим 10 фактов о работе ледового участка военно-автомобильной дороги №102.

1. Несмотря на то, что 22 ноября 1941 года является официальной датой открытия работы Дороги жизни, это не совсем так. 22 ноября открылось автомобильное движение по льду Ладожского озера, а начало снабжения Ленинграда началось ещё в августе 1941 года.

2. Началом работы Дороги жизни можно считать 30 августа 1941 года, когда Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение №604сс «О транспортировке грузов для Ленинграда». Наркоматам Военно-морского (НКВМФ) и Речного (НКРФ) флотов было приказано выделить для транспортировки грузов в Ленинград 75 озерных барж грузоподъемностью в одну тысячу тонн и 25 буксиров, обеспечив ежедневное курсирование 12 барж с грузами из Лодейного Поля в Ленинград. Для снабжения города нефтью и другими горюче-смазочными материалами, НКВМФ должен был выделить из своего состава танкер, а НКРФ – восемь наливных барж. Это решение диктовалось сложным военным положением, в Кремле прекрасно понимали, что после захвата Мги, немцы не остановятся, и в ближайшее время эффективно снабжать город можно будет только водным видом транспорта.

3. Ладожское озеро очень коварно, шторма и бури на нем возникают так быстро, что предсказать их практически невозможно, поэтому еще во время правления императора Петра I вдоль озера прорыли канал, по которому и ходили суда. Но 8 сентября 1941 года противник занял Шлиссельбург, вышел на восточный берег Невы от Отрадного до Шлиссельбурга, перерезав таким образом не только сухопутный коридор со страной, но и реку Неву и Новоладожский канал. Именно поэтому пришлось импровизировать и, в прямом смысле, с нуля строить новый порт у железнодорожной станции Ладожское Озеро. Поэтому, первые 626 тонн зерна и 116 тонн муки водным путем были доставлены в Осиновец только 12 сентября, а всего за первые 30 дней навигации на западный берег было доставлено 9800 тонн продовольствия, что составило примерно четверть от требуемой нормы.

4. Немцы ожесточенно бомбили порты и корабли на Ладожском озере. Только благодаря действиям зенитных частей Ладожского бригадного района ПВО удалось сохранить инфраструктуру и большинство кораблей. Прикрывающий основной порт и штаб Ладожской военной флотилии, находящиеся в населенном пункте Новая Ладога, 1-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион к 30 октября находился в печальном состоянии: стволы орудий требовали замены, из-за сгоревших складов в сентябре в Чудово складов соединения, личный состав все еще был одет в летнюю форму одежды, дальнометры требовали ремонта, но несмотря на все вышеперечисленное, Новую Ладогу удалось сохранить, позволив, таким образом, продолжить перевозки в блокадный Ленинград.

5. В составе упомянутого Ладожского бригадного района ПВО были аэростаты, которые планировалось использовать для защиты портов, но к ним с начала ноября не было газа, и в город Долгопрудный за топливом для воздушных гигантов была отправлена специальная группа, которая, однако, двигалась кружным путем, и в течении месяца до Подмосковья так и не добралась. В связи с этим, а также из-за прорыва немцев к Волхову, аэростаты были отправлены в Сясьстрой, а личный состав убыл походным порядком в Вологду.

6. Перевозки по ладожскому льду осуществляла 17-я автомобильная бригада, которая была сформирована летом 1941 году в Петергофе. Командный состав бригады имел опыт борьбы с бело-финнами, а некоторые были участниками гражданской войны в Испании. Командир бригады майор Давид Абрамович Биберган окончил Высшую Академию механизации и моторизации им. И.В. Сталина, он пройдет всю войну и закончит ее в Берлине в должности начальника штаба 12-го гвардейского танкового корпуса.

7. В январе 1942 года в автомобильных батальонах началось движение водителей-двухрейсовиков, т.е. тех, кто выполнял по два и более рейсов в сутки. Первым таким водителем стал красноармеец 799-го автомобильного батальона Ефим Федорович Васильев. Командование выдвинуло его на должность командира взвода, и вскоре весь его взвод стал делать по два и более рейсов в сутки. В середине февраля Е.Ф. Васильев стал одним из первых водителей-трёхрейсовиков, перевозя за сутки пять тысяч и более тонн грузов. За этот и другие подвиги 3 марта 1942 года он был награжден орденом «Красной Звезды». В отчетном документе говорилось: «…в январе число двухрейсовиков составило 261 и трёхрейсовиков 54, то в феврале их стало 689 и 207. Март дает дальнейший рост многорейсового движения: 627 водителей ежедневно делают 2 рейса, а 355 три рейса в смену. Кроме того, более 100 водителей совершают уже 4 и даже 5 рейсов в сутки».

8. Эвакуация населения по ледовому участку «Дороги жизни» началась 21 января. Это было связано с очисткой от гитлеровцев и восстановлением железнодорожной трассы на Тихвин и далее на Вологду. Поначалу для эвакуации использовались 80 автобусов, объединенных в автобусный парк. 40 было прислано из Ленинграда, а еще 40 в составе Московской автобусной экспедиции прибыли из столицы. Автобусный парк проработал до 1 апреля 1942 года. Автобусами на восточный берег было эвакуировано 155 198 человек. А всего за первый период работы ледового участка с 21 января по 20 апреля из Ленинграда и его окрестностей было вывезено на «Большую землю» 514 069 человек.

9. 29 декабря 1941 года в состав «Дороги жизни» вошел 71-й дорожно-эксплуатационный батальон, переброшенный из-под Москвы. Данное соединение является уникальным: его личный состав принял участие в двух одновременно идущих битвах начального периода Великой Отечественной войны – в битве за Москву и в битве за Ленинград. Большинство бойцов и командиров были награждены обеими медалями за оборону этих городов – «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда».

10. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года по льду Ладожского озера с Большой земли в Ленинград было доставлено 361 109 тонн различных грузов.

Первая военная зима стала суровым испытанием на всем участке советско-германского фронта. Эвакуированная на восток промышленность только в начале декабря 1941 года начала малыми партиями снабжать армию, потери урожая в западных регионах привели к сокращению норм потребления в стране, были потеряны практически все угольные районы, что привело к коллапсу железных дорог. Для Ленинградского фронта важным фактором была блокада Ленинграда и падение важного железнодорожного узла – города Тихвин. В Ленинграде от голода и холода каждую неделю умирали по несколько тысяч человек. Однако несмотря на то, что все факторы были против, советское государство выстояло и с большим трудом исправило ситуацию. Вечная слава всем, кто приближал нашу победу!

Автор: заместитель директора по развитию музеев и научной работе ГБУК ЛО «ММК «Дорога жизни» Андрей Горбунов

#ак

90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
90 лет учреждению ордена «Знак Почета»

С приходом в конце 1917 года советской власти в нашей стране начался новый этап,...

25.11.2025

Страницы истории

80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс

20 ноября 1945 года в десять часов утра начался один из важнейших судебных процессов в...

20.11.2025

Страницы истории

Кино для Победы
Кино для Победы

15 ноября 1941 – образована Центральная объединенная киностудия (1941–1944 гг.) Вновь пересматривая классику советского...

15.11.2025

Страницы истории

Первый полет «Харрикейна»
Первый полет «Харрикейна»

6 ноября 1935 года свой первый полет совершил британский истребитель «Харрикейн». Период между двумя...

06.11.2025

Страницы истории

Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов

2 ноября 1942 года для установления и расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников...

02.11.2025

Страницы истории

Войсковая разведка — все не как у других
Войсковая разведка — все не как у других

В годы Великой Отечественной войны в Красной армии существовала особая категория военнослужащих — войсковые...

16.10.2025

Страницы истории

90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
Страницы истории
90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
25.11.2025
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
Страницы истории
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
20.11.2025
Кино для Победы
Страницы истории
Кино для Победы
15.11.2025
Первый полет «Харрикейна»
Страницы истории
Первый полет «Харрикейна»
06.11.2025
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
Страницы истории
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
02.11.2025
Войсковая разведка — все не как у других
Страницы истории
Войсковая разведка — все не как у других
16.10.2025
Что не так с десятым сталинским ударом?
Страницы истории
Что не так с десятым сталинским ударом?
07.10.2025
80 лет медали «За Победу над Японией»
Страницы истории
80 лет медали «За Победу над Японией»
30.09.2025
Детали создания коалиции
Страницы истории
Детали создания коалиции
29.09.2025
Как вводились персональные военные звания
Страницы истории
Как вводились персональные военные звания
22.09.2025
Как китайцы благодарили советских бойцов
Страницы истории
Как китайцы благодарили советских бойцов
16.09.2025
Придем с детьми на Пискаревку
Страницы истории
Придем с детьми на Пискаревку
08.09.2025
Парад стран-союзников в Берлине
Страницы истории
Парад стран-союзников в Берлине
07.09.2025
Мир на Сайме, или «История за каждым кустом»
Страницы истории
Мир на Сайме, или «История за каждым кустом»
04.09.2025
Закрывающий аккорд Второй мировой
Страницы истории
Закрывающий аккорд Второй мировой
03.09.2025
Признание поражения Японией
Страницы истории
Признание поражения Японией
02.09.2025
Ветеринарное управление Красной Армии
Страницы истории
Ветеринарное управление Красной Армии
01.09.2025
Великая Отечественная — время ли создавать учебные заведения?
Страницы истории
Великая Отечественная — время ли создавать учебные заведения?
18.08.2025
80 лет со дня начала советско-японской войны
Страницы истории
80 лет со дня начала советско-японской войны
09.08.2025
110 лет «атаке мертвецов» 
Страницы истории
110 лет «атаке мертвецов» 
06.08.2025