Утром 21 ноября 1941 года первый конный обоз прошел по льду Ладожского озера и доставил в блокадный Ленинград 63 тонны муки. А вечером того же дня из Коккорево в Кобону отправилась первая колонна автомобилей, которая вернулась обратно на следующий день. Таким образом 22 ноября считается датой начала работы «Дороги жизни», к этой дате мы рассмотрим 10 фактов о работе ледового участка военно-автомобильной дороги №102.
1. Несмотря на то, что 22 ноября 1941 года является официальной датой открытия работы Дороги жизни, это не совсем так. 22 ноября открылось автомобильное движение по льду Ладожского озера, а начало снабжения Ленинграда началось ещё в августе 1941 года.
2. Началом работы Дороги жизни можно считать 30 августа 1941 года, когда Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение №604сс «О транспортировке грузов для Ленинграда». Наркоматам Военно-морского (НКВМФ) и Речного (НКРФ) флотов было приказано выделить для транспортировки грузов в Ленинград 75 озерных барж грузоподъемностью в одну тысячу тонн и 25 буксиров, обеспечив ежедневное курсирование 12 барж с грузами из Лодейного Поля в Ленинград. Для снабжения города нефтью и другими горюче-смазочными материалами, НКВМФ должен был выделить из своего состава танкер, а НКРФ – восемь наливных барж. Это решение диктовалось сложным военным положением, в Кремле прекрасно понимали, что после захвата Мги, немцы не остановятся, и в ближайшее время эффективно снабжать город можно будет только водным видом транспорта.
3. Ладожское озеро очень коварно, шторма и бури на нем возникают так быстро, что предсказать их практически невозможно, поэтому еще во время правления императора Петра I вдоль озера прорыли канал, по которому и ходили суда. Но 8 сентября 1941 года противник занял Шлиссельбург, вышел на восточный берег Невы от Отрадного до Шлиссельбурга, перерезав таким образом не только сухопутный коридор со страной, но и реку Неву и Новоладожский канал. Именно поэтому пришлось импровизировать и, в прямом смысле, с нуля строить новый порт у железнодорожной станции Ладожское Озеро. Поэтому, первые 626 тонн зерна и 116 тонн муки водным путем были доставлены в Осиновец только 12 сентября, а всего за первые 30 дней навигации на западный берег было доставлено 9800 тонн продовольствия, что составило примерно четверть от требуемой нормы.
4. Немцы ожесточенно бомбили порты и корабли на Ладожском озере. Только благодаря действиям зенитных частей Ладожского бригадного района ПВО удалось сохранить инфраструктуру и большинство кораблей. Прикрывающий основной порт и штаб Ладожской военной флотилии, находящиеся в населенном пункте Новая Ладога, 1-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион к 30 октября находился в печальном состоянии: стволы орудий требовали замены, из-за сгоревших складов в сентябре в Чудово складов соединения, личный состав все еще был одет в летнюю форму одежды, дальнометры требовали ремонта, но несмотря на все вышеперечисленное, Новую Ладогу удалось сохранить, позволив, таким образом, продолжить перевозки в блокадный Ленинград.
5. В составе упомянутого Ладожского бригадного района ПВО были аэростаты, которые планировалось использовать для защиты портов, но к ним с начала ноября не было газа, и в город Долгопрудный за топливом для воздушных гигантов была отправлена специальная группа, которая, однако, двигалась кружным путем, и в течении месяца до Подмосковья так и не добралась. В связи с этим, а также из-за прорыва немцев к Волхову, аэростаты были отправлены в Сясьстрой, а личный состав убыл походным порядком в Вологду.
6. Перевозки по ладожскому льду осуществляла 17-я автомобильная бригада, которая была сформирована летом 1941 году в Петергофе. Командный состав бригады имел опыт борьбы с бело-финнами, а некоторые были участниками гражданской войны в Испании. Командир бригады майор Давид Абрамович Биберган окончил Высшую Академию механизации и моторизации им. И.В. Сталина, он пройдет всю войну и закончит ее в Берлине в должности начальника штаба 12-го гвардейского танкового корпуса.
7. В январе 1942 года в автомобильных батальонах началось движение водителей-двухрейсовиков, т.е. тех, кто выполнял по два и более рейсов в сутки. Первым таким водителем стал красноармеец 799-го автомобильного батальона Ефим Федорович Васильев. Командование выдвинуло его на должность командира взвода, и вскоре весь его взвод стал делать по два и более рейсов в сутки. В середине февраля Е.Ф. Васильев стал одним из первых водителей-трёхрейсовиков, перевозя за сутки пять тысяч и более тонн грузов. За этот и другие подвиги 3 марта 1942 года он был награжден орденом «Красной Звезды». В отчетном документе говорилось: «…в январе число двухрейсовиков составило 261 и трёхрейсовиков 54, то в феврале их стало 689 и 207. Март дает дальнейший рост многорейсового движения: 627 водителей ежедневно делают 2 рейса, а 355 три рейса в смену. Кроме того, более 100 водителей совершают уже 4 и даже 5 рейсов в сутки».
8. Эвакуация населения по ледовому участку «Дороги жизни» началась 21 января. Это было связано с очисткой от гитлеровцев и восстановлением железнодорожной трассы на Тихвин и далее на Вологду. Поначалу для эвакуации использовались 80 автобусов, объединенных в автобусный парк. 40 было прислано из Ленинграда, а еще 40 в составе Московской автобусной экспедиции прибыли из столицы. Автобусный парк проработал до 1 апреля 1942 года. Автобусами на восточный берег было эвакуировано 155 198 человек. А всего за первый период работы ледового участка с 21 января по 20 апреля из Ленинграда и его окрестностей было вывезено на «Большую землю» 514 069 человек.
9. 29 декабря 1941 года в состав «Дороги жизни» вошел 71-й дорожно-эксплуатационный батальон, переброшенный из-под Москвы. Данное соединение является уникальным: его личный состав принял участие в двух одновременно идущих битвах начального периода Великой Отечественной войны – в битве за Москву и в битве за Ленинград. Большинство бойцов и командиров были награждены обеими медалями за оборону этих городов – «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда».
10. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года по льду Ладожского озера с Большой земли в Ленинград было доставлено 361 109 тонн различных грузов.
Первая военная зима стала суровым испытанием на всем участке советско-германского фронта. Эвакуированная на восток промышленность только в начале декабря 1941 года начала малыми партиями снабжать армию, потери урожая в западных регионах привели к сокращению норм потребления в стране, были потеряны практически все угольные районы, что привело к коллапсу железных дорог. Для Ленинградского фронта важным фактором была блокада Ленинграда и падение важного железнодорожного узла – города Тихвин. В Ленинграде от голода и холода каждую неделю умирали по несколько тысяч человек. Однако несмотря на то, что все факторы были против, советское государство выстояло и с большим трудом исправило ситуацию. Вечная слава всем, кто приближал нашу победу!
Автор: заместитель директора по развитию музеев и научной работе ГБУК ЛО «ММК «Дорога жизни» Андрей Горбунов
#ак



