19 октября исполняется 83 года со дня перевода Москвы на осадное положение.
30 сентября 1941 года началась Битва за Москву. От ее исхода зависела судьба всей страны. Вторая мировая война длилась уже два года, и только на территории Советского Союза нацистская Германия столкнулась с ожесточенным сопротивлением.
Германское командование подтянуло к Москве максимум сил. Они насчитывали около 1,8 миллиона человек, 1,7 тысячи танков, 14 тысяч орудий и минометов, 1,39 тысячи самолетов. По замыслу операции командующий группой армии «Центр» Федор фон Бок наносил главный удар вдоль Калужского, Варшавского шоссе и Минской автострады.
Для противостояния противнику советское командование противопоставило три фронта: Западный фронт (командующий — генерал-полковник И. С. Конев), Резервный фронт (командующий — Маршал Советского Союза С. М. Буденный) и Брянский фронт (командующий генерал-полковник А. И. Еременко). Всего, силы РККА насчитывали 1,25 миллиона человек, 7,6 тысячи орудий и минометов, 900 танков и 667 самолетов.
После трагических событий под Вязьмой и Брянском, был прорван фронт и наши войска попали в окружение. 15 октября 1941 года ГКО СССР было принято постановление № 801 «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы». Оно предусматривало эвакуацию большей части сотрудников НКИД СССР и аккредитованных в Москве иностранных дипломатов в Куйбышев (Самара), что послужило распространению панических настроений.
19 октября 1941 года постановлением Государственного комитета обороны СССР № 813 с 20 октября 1941 года в Москве ввели осадное положение. В городе действовал комендантский час, который запрещал любое передвижение по улицам без спецпропуска с 24:00 до 05:00. Строго соблюдалась светомаскировка окон.
К этому моменту столицу покинули около 2,2 миллиона москвичей, а оставшиеся были мобилизованы на работы по обороне города. На центральных улицах копались окопы и траншеи, строились баррикады, выставлялись противотанковые заграждения. Все это сопровождалось частыми бомбежками. Но то, что ГКО и лично Иосиф Сталин остались в столице, воодушевляло граждан и вселяло надежду, что город не сдадут.
Первый налет немецкие ВВС совершили 22 июля, но серьезного урона нанести не удалось. Город самоотверженно обороняли наши летчики, войска ПВО и сами москвичи, из которых были организованы бригады для борьбы с бомбами-зажигалками.
Для укрытия во время бомбардировок использовали станции московского метро, которое на первом этапе войны стало своеобразным подземным городом. Глубоко под землей работали библиотеки, оказывали медицинскую помощь, в том числе акушерскую. С 1941 по 1943 год в московском метрополитене родилось 217 детей. На некоторых станциях читались политические доклады и лекции, устраивались торжественные мероприятия. Но события 15 октября внесли корректировку в работу московской подземки.
По распоряжению наркома путей сообщения и видного советского хозяйственника Лазаря Кагановича, станции и тоннели были обесточены, заминированы и подготовлены к затоплению. Со станций и вестибюлей были вывезены скульптуры и памятники. 16 октября — единственный день в истории московского метрополитена, когда он был закрыт для пассажиров, но, после оценки оперативной обстановки, вечером того же дня метро заработало вновь.
Облик города после начала авианалетов начал меняться. С наступлением темноты город погружался во тьму — строго соблюдалась светомаскировка. Окна, занавешенные и заклеенные крест-накрест, некоторые из-за выбитых стекол заколочены фанерой. От бомб пострадал фасад Большого театра, разрушен Театр имени Е.Б. Вахтангова, пострадал купол Московского университета на Моховой, многоквартирные дома. Но, несмотря на налеты, серьезного урона город не получил. Здесь стоит отметить работу войск МПВО, благодаря которой из 7146 немецких самолетов к Москве удалось прорваться только 229.
Осенью начались сложности с продуктами, но они не были настолько суровыми, как в осажденном Ленинграде. Карточную систему ввели 17 июля, и за все время, снижение нормы было произведено только один раз — 11 января 1942 года. Но если с хлебом больших проблем не было, то остальные продукты нужно было поискать, у магазинов, где была возможность отоварить карточки, выстраивались длинные очереди, которые не расходились даже во время бомбежки.
В городе продолжал работать общественный транспорт, но его количество заметно сократилось. Все автобусы были отправлены на фронт для нужд армии, поэтому основную функцию перевозки пассажиров выполняли трамваи, которые курсировали по Бульварному кольцу, улице Герцена (Большой Никитской), улице Чернышевского (Покровке), Новогирееву, Нагатину, поселку имени Войкова. Молодой транспорт — троллейбусы — ходил по Садовому кольцу, Ленинградскому проспекту, Воробьевым горам. И конечно, метро, которое при этом продолжало строиться и расширяться. За время войны были открыты семь станций: «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская», «Партизанская».
Осадное положение Москвы продолжалось недолго, 7 января 1942 года оно было отменено, и город постепенно приходил к привычному ритму жизни. Ранее, 5–6 декабря, советские войска перешли в решительное контрнаступление, в ходе которого удалось отогнать врага от столицы на 150–300 километров. Немецкое командование потерпело сокрушительное поражение под стенами Москвы.
Автор статьи: методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Санько
#ес