Битва за Москву является одним из самых масштабных сражений в истории Второй мировой войны. Здесь, на подступах к нашей столице, армия нацистской Германии потерпела поражение. Немецкие войска, которые прошли по европейским столицам, под Москвой столкнулись с невиданным ранее для себя героизмом и стойкостью русского солдата. В Московской битве рассыпались в прах идеи блицкрига, и был развеян миф о непобедимости германского оружия, что стало мощным катализатором для укрепления международного положения СССР.
Битва за Москву, которую в немецких документах называли операцией «Тайфун», началась 30 сентября 1941 года. Но советское руководство заранее готовилось к обороне столицы. Вокруг города строились оборонительные рубежи. Тысячи жителей Москвы и Подмосковья возводили укрепления в условиях, когда положение на всех направлениях фронта было крайне тяжелым: на северо-западе враг пытался прорваться к Ленинграду, а на юго-западе Красная Армия оставляла значительные части территории.
До подвига 28 панфиловцев было еще полтора месяца, но знаменитая фраза, которую произнес политрук В. Г. Клочков перед боем у разъезда Дубосеково: «Велика Россия, а отступать некуда: позади — Москва!» — уже была в сознании советских граждан, которые все как один встали на защиту древней столицы.
По первоначальному плану глава Третьего рейха рассчитывал закончить войну к наступлению холодов, за три-четыре месяца, а захват Москвы должен был быть осуществлен в течение первых месяцев ведения боевых действий. Но массовый героизм, стойкость и готовность к самопожертвованию советских воинов ради достижения Победы, проявленные в битвах за Смоленск, Киев, Ленинград, вынудили врага корректировать свои цели.
При подготовке к наступлению немецко-нацистское командование на московском направлении сосредоточило крупные силы: свыше 1 миллиона 800 тысяч человек, более 70 дивизий (в том числе 14 танковых и 8 моторизованных), свыше 14 тысяч орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолетов.
6 сентября глава Третьего рейха издал директиву № 35, по которой предусматривалось расчленить оборону советских войск тремя мощными ударами танковых группировок из районов Духовщины, Рославля и Шостки в восточном и северо-восточном направлениях. Планировалось окружить и уничтожить советские войска в районах западнее Вязьмы и восточнее Брянска. Затем сильными подвижными группами планировалось охватить Москву с севера и юга и во взаимодействии с войсками, наступавшими с фронта, овладеть ею.
Захватчикам противостояли войска Западного фронта (командующий генерал-полковник И. С. Конев), Резервного фронта (командующий Маршал Советского Союза С. М. Буденный) и Брянского фронта (командующий генерал-полковник А. И. Еременко).
Всего в составе этих фронтов насчитывалось 1 миллион 250 тысяч человек, 95 соединений (в том числе 3 механизированные дивизии и 13 танковых бригад), 7600 орудий и минометов, 900 танков и 667 самолетов.
За разворачивающимися событиями следил весь мир. Все от Америки до Японии понимали, что именно здесь, на полях Подмосковья, решается судьба всей военной кампании. Наши союзники сомневались в возможных военных успехах Красной Армии, поэтому Советскому Союзу пришлось в одиночку доказывать, что он не просто может на равных сражаться с одной из лучших армий Европы, но и одерживать блестящие победы, освобождать мир от нацизма.
Автор: методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Санько
#ес