В ночь с 21 на 22 июля 1941 года, спустя месяц после начала Великой Отечественной войны, нацистская авиагруппировка из двухсот самолетов впервые совершила первый массированный налет на Москву.
В 1941 году в столице России жили 4 миллиона человек. Историки сравнивают эту атаку с «таранным ударом» в сердце страны.
14 июля 1941 года глава Третьего рейха поставил перед люфтваффе задачу: «Нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата». Ответственным за организацию налетов был назначен командир 2-го авиакорпуса генерал Бруно Лёрцер.
Нацисты были уверены, что русская авиация была уже практически разгромлена, зениток осталось совсем немного, нет аэростатов и ночной истребительной авиации.
Вражеские бомбардировщики скидывали на город осветительные, зажигательные и фугасные авиабомбы. Наносили удары по Кремлю, фабрикам и заводам, Белорусскому вокзалу, мостам в западной и северной части столицы. Наиболее опытные экипажи брали на борт новейшие бомбы массой 2500 кг.
Немецкие летчики не ожидали серьезного сопротивления, но вражеские самолеты встретила мощная система ПВО, которая оказалась более развитой, чем у Берлина или Лондона.
1-й корпус ПВО защищал непосредственно Москву и имел на конец июля 1941 года более 1000 зенитных орудий и более 300 пулеметов, около 600 прожекторов и более сотни заградительных аэростатов. С воздуха город защищал 6-й истребительный авиационный корпус ПВО, имевший на вооружении ко дню налета люфтваффе около 600 истребителей, более половины — самолеты новых типов.
Два полка воздушного наблюдения, оповещения и связи включали по четыре батальона каждый, и в каждом полку предусматривалось развертывание 304 постов.
В Московском метрополитене организовали бомбоубежища, а все москвичи прошли подготовку по воздушной охране. Из 200 тысяч добровольцев сформировали 13 тысяч пожарных дружин, которые помогали ликвидировать пожары, тушили зажигательные бомбы, упавшие на крыши домов.
Витрины забаррикадировали мешками с песком или досками, в городе соблюдалось строгое затемнение, движение транспорта свели к минимуму. Главные здания столицы маскировали — были детально переработаны очертания почти всего города. Площадь Свердлова и Большой театр с воздуха выглядели как группа домиков. Стены Кремля стали похожи на стоящие в ряд дома, золотые купола церквей покрасили в зеленый цвет. На крупных улицах нарисовали зигзагообразные линии, которые при виде сверху напоминали крыши домов. Все узнаваемые места города, в том числе излучины реки Москвы, скрыли за разнообразными бутафорскими конструкциями.
Прорвавшиеся к Москве вражеские бомбардировщики, несмотря на активное противодействие служб ПВО, сбросили за четыре часа атаки на город 104 тонны фугасных бомб, а также более 46 тысяч зажигательных. В результате чего были полностью разрушены 37 жилых домов, завод «Москватоль», склады, мастерские, два пищевых комбината. Частичные разрушения получили заводы «Серп и молот», «Динамо», фабрика «Трехгорная мануфактура» и многие другие объекты. Одна из бомб пробила свод Георгиевского зала Кремля и не взорвалась.
Возникло несколько разрушительных пожаров, всего было 1166 очагов, 38 из них — на военных объектах. Пожары удалось локализовать только к девяти часам утра, а в течение следующего дня — потушить.
По разным оценкам, в первый день авианалета на столицу ранения получили от 662 до 792 жителей столицы, 130 москвичей погибли.
Налеты нацистов на столицу не прекращались до конца оборонительного периода Битвы за Москву, которая началась на земле через два месяца — 30 сентября 1941 года. Почти каждую ночь на город направлялись от 150 до 250 вражеских самолетов, каждая атака длилась до шести часов. При этом люфтваффе несло значительные потери — до 10 и более процентов летающих машин.
Только за первый месяц бомбардировок Москвы, с 21 июля по 22 августа, нацисты сбросили на город 531 фугас, из них не разорвались и были обезврежены по меньшей мере 124.
При этом за все время бомбардировок преимущественно деревянной советской столицы было разрушено лишь 2 процента зданий, что можно считать примером успешной работы советских авиаторов, зенитчиков и всех служб ПВО в целом.
#ес