В ночь с 8 на 9 мая в Берлине в районе Карлхост в здании офицерского клуба военно-инженерного училища представители командования союзников по антигитлеровской коалиции подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.
В ту ночь завершилась самая страшная война в истории человеческой цивилизации. Страница истории перевернулась, начинался новый этап развития планеты Земля.
Советские солдаты и командиры собирались домой. Кого-то впереди ждали семьи, кого-то — пепелища на месте родной деревни. Кто-то еще не знал, что их эшелоны следуют на Дальний Восток, а кому-то предстояла борьба с недобитыми нацистскими приспешниками на западе стране.
Но, несмотря на разные судьбы, миллионы советских солдат помнили о том, через что им пришлось пройти, чтобы наконец закончить войну, получившую название Великой Отечественной, разделившую не только судьбы людей, но и всю нашу историю на два больших раздела: до войны и после войны.
Великая Отечественная война была не просто очередным военным конфликтом, это была первая в истории человеческой цивилизации война, запланированная главарями Германии для уничтожения целых народов, в первую очередь — народов Советского Союза.
После начала Второй мировой войны Великобритания организовала блокаду европейского континента. Да, немцы смогли разгромить англо-французские войска на континенте, но прорвать морскую блокаду они были не в состоянии. Над Германией нависла угроза голодной смерти. И тогда высшие круги Третьего рейха во главе с его лидером смогли придумать, обосновать, а затем и воплотить в жизнь страшные планы.
Они получили название План голода (план Бакке). Согласно этим планам население Советского Союза должно было быть уничтожено путем разгрома советского государства и изъятия продуктов питания у населения. По плану Бакке в первую военную зиму от болезней, голода и холода должны были погибнуть 30 миллионов советских людей. Согласно другим планам советских военнопленных изначально не планировалось кормить, города Ленинград и Москва подлежали уничтожению путем окружения, артиллерийскими обстрелами, авиационными налетами и вызванными в связи с этим голодом и эпидемиями.
Население европейской части Советского Союза планировалось сократить на 90 %, оставшихся ждала незавидная рабская жизнь. После вероломного нападения на Советский Союз эти планы стали педантично выполняться и были бы выполнены до конца и в срок, если бы не одно «но»: сопротивление советского народа.
С первых дней войны пограничные заставы, полки и дивизии Красной армии, Красная авиация и Красный флот оказали яростное сопротивление немецко-нацистским захватчикам. На оккупированной территории создавались партизанские отряды и подпольные организации, от действия которых под ногами у оккупантов в прямом смысле слова горела земля.
Каждый солдат и командир Красной армии понимал, что чем больше врагов будет убито в первых неравных боях, тем меньше их достанется тем корпусам и армиям, что уже спешат к полю боя с востока страны. Советское руководство во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным уже в первые часы войны начинает делать сильные ходы, результаты которых будут видны очень скоро.
Так, по мобилизации поднимают 14 возрастов, вместо запланированных восьми. Быстрая реакция советского Правительства позволила эвакуировать на восток производственные мощности порядка 2600 больших и малых предприятий и свыше десяти миллионов человек, наладить выпуск военной промышленности на заводах, ранее выпускавших продукцию мирного времени. Советское командование принимало энергичные меры для остановки противника, и уже в июле под Смоленском «блицкриг» забуксовал. Контрудары Красной армии заставили противника остановиться и начать менять первоначальные планы.
Когда зимой 1941 года наши солдаты впервые увидели своими глазами доселе невиданные стационарные виселицы и места массовых расстрелов, как гитлеровцы поступают с пленными, как уничтожают население, то стало ясно даже тем, кто не верил газетным статьям, в которых описывался так называемый «новый порядок» на оккупированных территориях со слов чудом вырвавшихся из этого ада людей, что остается только победить, — иначе смерть. Лютая и мучительная.
И Красная армия победила, прошла с боями половину Европы, освободила свои города, которые враг превратил в выжженную пустыню, и сотни выгоревших дотла населенных пунктов, население которых было заживо сожжено в запертых сараях, прекратила работу гитлеровских фабрик смерти — концентрационных лагерей, среди которых были и такие, где держали маленьких детей (Саласпилс и концлагерь в Петрозаводске), спасла миллионы людей от коричневой чумы ХХ века.
24 июня 1945 года 35 тысяч бойцов и командиров, среди которых были прославленные маршалы, генералы и адмиралы, Герои Советского Союза и кавалеры других наград, чеканя шаг прошли торжественным маршем по брусчатке Красной площади в Москве. По главной площади страны шли герои-победители, а с пасмурного неба падали капли дождя. Казалось, что сама природа оплакивала 26,6 миллионов павших советских людей, которые погибли ради мира на земле, ради того, чтобы жили мы.
И когда непосредственно перед Днем Победы поднимают головы те, кому наша Победа как кость в горле, и как и годы спустя начинают рассуждать о том, что пора бы уже забыть прошлое и жить настоящим, необходимо понимать, что забыть своё прошлое — значит предать своих предков.
Предать тех, кто, деля последний сухарь с товарищем, страдая от голода, бросался в атаку на «Невском пятачке», чтобы любой ценой разорвать блокаду Ленинграду. Предать тех, кто по 12—16 часов в сутки стоял у станка и производил необходимую для фронта продукцию. Тех, кто, оставшись один в окопе, не сдавался в плен, а подпускал врагов поближе и взрывал себя вместе с ними, тех, кто погиб в застенках гестапо и концлагерях, но не пошел на сотрудничество с врагом, тех, кто нес освобождение городам и селам, кто освобождал Освенцим и Майданек, тех, кто брал Будапешт и Берлин, всех тех, кто приближал нашу Победу, — наших прабабушек и прадедушек, великое поколение предков, построившее заводы, отстоявшее страну и отстроившее ее после войны.
Вечная слава отстоявшим нашу Родину!
Историк, заместитель директора по развитию музеев и научной работе Музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» Андрей Горбунов
#мп