Президент России Владимир Путин, выступая с речью в Кремлевском Дворце, подчеркнул, что строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) имело важное экономическое значение и вдохновляло на подвиги всю страну.
«Полномасштабное строительство железной дороги стартовало в апреле 1974 года, именно тогда, на 17-м съезде комсомола, БАМ был объявлен ударной стройкой. Был и сформирован первый отряд добровольцев», - напомнил Владимир Путин на торжественном вечере, посвященном 50-летию начала строительства магистрали.
«Это событие и сама идея, безусловно, овеянная и романтикой созидания, и энтузиазмом молодых, вдохновляли тогда практически всю страну», - добавил он.
«И стихи слагали, как мы с вами помним, и песни пели. «Слышишь, время, гудит БАМ!» - процитировал глава государства строчку из знаменитой песни Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского, посвященной магистрали и ее строителям.
«И вот эти и другие строки популярных тогда песен отражали настрой сотен тысяч людей. Они уезжали строить легендарную магистраль, выбрав для себя судьбу первопроходцев», - отметил Владимир Путин.
Президент России подчеркнул, что БАМ стал действительно общенародным, всесоюзным проектом, а над его объектами взяли шефство коллективы сотен предприятий, научно-исследовательских институтов, проектных организаций из всех республик Советского Союза.
«Этот проект был исторически необходим нашей стране. Еще в XIX веке появились первые предложения по транспортному освоению Забайкалья и Приамурья, в начале XX века изучалась география будущей грандиозной стройки, проводилась даже и трассировка маршрута. Перед Великой Отечественной войной и в послевоенные годы были уложены отдельные участки», - напомнил Владимир Путин и обратил внимание, что в проекте были задействованы около двух миллионов человек, и для многих строительство БАМа, а затем и работа на магистрали стали делом всей жизни, воплощением их мечты, труда, мужества, призванием многих поколений семьи и, безусловно, настоящим подвигом.
«БАМ сыграл огромную роль в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока, нашего Севера, позволил ввести в оборот богатейшие месторождения угля, железные руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа, задействовать эту мощную сырьевую базу для работы комбинатов, заводов, фабрик, для долгосрочного развития отечественной промышленности», - резюмировал глава государства.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире протяжённостью 4324 км, которая проходит по территории Амурской и Иркутской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии.
Строительство магистрали началось в конце 1930-х годов, но основные работы были развернуты в 1974 году. 8 июля 1974 года вышло постановление правительства СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», что считается датой рождения дороги.
Строительство магистрали стало основой для широкомасштабного хозяйственного освоения Дальнего Востока и Севера России, создания прочных связей со странами Востока (Япония, Китай, Корея), развития экономики Сахалина, Курильских островов.
Трассы проходят по гористой местности, болотам, рекам, зонам вечной мерзлоты и сейсмоопасным районам. В общей сложности на протяжении пути построено десять тоннелей, в том числе и самый протяженный в России — Муруринский перевал. Перевал является также самой высшей точкой магистрали — он расположен в 1323 метрах над уровнем моря. В этом месте БАМ настолько крутые уклоны, что при заходе на перевал требуется применение двойной тяги, а правила безопасности ограничивают вес поездов.
Ранее сообщалось, что свыше трех тысяч участников движения «Российские студенческие отряды» (РСО) будут работать на Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В 2022 году была учреждена юбилейная медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали». А в Амурской области утвердили памятную дату — День бамовца.
Почта России выпустила почтовую марку, посвященную 50-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Церемония гашения состоялась в городе Нерюнгри. Также сообщалось, что Банк России в серии «Исторические события» выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом в три рубля «50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали».
#ик