Приведя себя в порядок, 1-й Украинский фронт Н. Ф. Ватутина и 2-й Украинский фронт И. С. Конева перенацелили свои войска, и 24 января началась новая советская наступательная операция, которая получила название Корсунь-Шевченковской.
Оба фронта начали наступление на встречу друг другу. Утром 28 января войска ударных группировок двух фронтов с двух сторон ворвались на станцию Звенигородка. В кольце оказалось 60 тысяч немецких солдат. В котел было передано сообщение Гитлера: «Можете рассчитывать на меня, как на каменную стену, а пока держитесь до последнего патрона».
Попытка разорвать кольцо было предпринято немцами практически сразу. В бой был брошен танковый батальон в составе 75 «пантер». Это было поистине грозное оружие, способное не просто вырваться из окружения, но и разгромить ударные группировки советских войск, однако благодаря грамотным действиям атаки немецких «кошек» были отбиты, а батальон потерял в этих боях 44 «пантеры».
От первых ударов немцы перешли к планированию деблокирующего удара, снабжение окруженных шло по воздуху. К этому времени в составе немецкой группы армий «Юг» было сразу 20 танковых и механизированных дивизий.
1 февраля 1944 года началось немецкое наступление. Удар наносили два немецких танковых корпуса, один из которых — 3-й танковый — по своей силе превосходил советскую танковую армию. Однако погода и плохие дороги тоже вносили свою лепту. Для ударной группировки немцы смогли подготовить только 126 танков, правда, среди них было 48 «пантер» и 16 «тигров». Немецкие танки дошли до речушки Гнилой Тикич, из-за таяния снега превратившуюся в бурную реку, через которую без мостов переправиться было нельзя.
Красная армия тоже не сидела без дела. Мосты через Гнилой Тикич были уничтожены сразу же после оставления нашими частями позиций, а во фланг ударной группировки противника начались контратаки. Деревни переходили из рук в руки, немцы то и дело попадали в окружения, из которых приходилось вырываться, бросая технику. 6 февраля немецкое наступление было остановлено. Внутри котла противник занял деревню Шендеровка, до рвущихся на помощь оставалось чуть больше пяти километров, но пройти их сил уже не было.
11 февраля немцы вновь перешли в наступление, однако введенные в бой силы 20-го танкового корпуса генерала Ивана Гавриловича Лазарева вновь, как и неделей ранее, остановили вражеское наступление. 12 февраля атаки противника выдохлись. В дальнейшем бои шли по периметру котла, но серьезных изменений на фронте не происходило.
В ночь на 17 февраля немцы пошли на прорыв. Советские тяжелые орудия накрыли деревни, из которых колонны противника начали движение, в подожженных деревнях немцы были видны как на ладони, корректировка огня уже не требовалась. Начавшаяся метель не позволила Красной армии поднять в воздух авиацию, поэтому на рассвете немцы поверили в свою удачу, но она закончилась практически сразу же. Указанная в приказе высота 239.8 оказалась в руках советских войск — это был отлично подготовленный узел обороны. Пришлось идти в обход, колонны противника уперлись в Гнилой Тикич, со всех сторон падали советские снаряды и мины, где-то сзади гудели моторы танков Т-34, которые вскоре показались с севера. Немецкие солдаты пытались переплыть реку, многие тонули, а переплывшие счастливчики потом долго лечились от обморожения.
Результат боев поражал. Немцы потеряли 16 тысяч пленными, еще 55 тысяч были убиты, потери бронетехники составили 320 единиц. Необходимо понимать, что указанные цифры потерь в людях и бронетехнике относятся ко всему периоду боев, а не только к ликвидации котла.
Автор: заместитель директора по научной работе Военного музея Карельского перешейка Андрей Михайлович Горбунов
#ик