В ноябре 1941 года Москва и «Свободная Франция» договорились о формировании эскадрильи на территории Советского Союза. 25 ноября 1942 года было подписано соответствующее советско-французское соглашение. Новой войсковой части было присвоено наименование в честь французской провинции «Нормандия».
«Одним из тех, кто вошел в личный состав эскадрильи, был французский летчик-ас Герой Советского Союза Марсель Оливье Альбер. С началом Второй мировой войны он служил старшим сержантом в ВВС Франции. Был приговорен к смертной казни за переход на сторону наших союзников после падения Парижа и оказался в Военно-воздушных силах «Сражающейся Франции», — рассказал доктор экономических наук, кандидат исторических наук, исполняющий обязанности заведующего научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков.
«В составе «Нормандии» он был с 1942 года (после освобождения Белоруссии эскадрилью получила новое название — «Нормандия — Неман»). Альбер освоил русский язык, храбро сражался на советских истребителях Як-1, Як-3, Як-9 и стал командиром эскадрильи «Руан» после преобразования «Нормандии» в полк. Авиационным механиком у него был выходец из смоленской глубинки А. П. Аверьянов», — добавил историк.
Всего в личном составе эскадрильи были 72 французских добровольца (14 летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Первые 14 пилотов истребителей прибыли из частей ВВС Великобритании и истребительной группы «Иль-де-Франс», дислоцированных в Англии (т. н. «англичане»), а также из истребительной группы «Эльзас», обосновавшейся на севере Африки (т. н. «ливийцы»).
Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-3 и Як-9.
После освоения личным составом боевой техники в марте 1943-го эскадрилья была направлена на Западный фронт, а в апреля того же года приступила к боевым действиям.
В 1945 году на счету «Нормандии — Неман» были 273 уничтоженных и 47 поврежденных немецких самолетов. Французские летчики совершили более пяти тысяч вылетов.
Боевая миссия эскадрильи завершилась в апреле 1945 года.
#ак