Директор Музея Победы, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Школьник в рамках музейных маршрутов, которые проходят в Нижегородской области, рассказал о проектах главного военно-исторического музея России, направленных на всестороннее развитие молодежи, воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения и сохранение исторической памяти.
«Дети и подростки — целевая аудитория Музея Победы, и мы, кроме классических музейных практик, ищем инновационные приемы вовлечения юных граждан в историю страны. Собственно, новые подходы музейной педагогики лежат в основе концепции развития нашего музея», — отметил Александр Школьник.
«Международный проект нашего музея «Территория Победы», а также «Ассоциация военно-исторических музеев», созданная при поддержке Министерства культуры, существенно расширяют возможности межмузейных коммуникаций, обмена опытом, информацией и современными практиками, в том числе в деле патриотического воспитания молодых поколений», — добавил он.
Директор культурной площадки отметил, что детям в музее в первую очередь должно быть интересно и занимательно, так как именно интерес рождает желание узнать об истории больше.
В Музее Победы ежегодно реализуются порядка тысячи мероприятий — от выставок до международных форумов, и молодежь с большим энтузиазмом оказывает помощь в качестве волонтеров.
«Поэтому мы решили создать при музее Волонтерский центр. С помощью платформы «Добровольцы России» сейчас запускаем проект «Культурные люди», который направлен на вовлечение школьников и студентов в добровольческую деятельность для участия в мероприятиях Музея Победы», — рассказал Александр Школьник.
При Музее Победы создан Детский общественный совет, в состав которого вошли 75 школьников-активистов и представителей молодежных объединений.
«У ребят много идей и предложений. Самые интересные и рациональные мы воплощаем», — подчеркнул он.
Юных музейщиков со всей страны, которые успешно реализуют выставочные проекты в своих школах, объединил вокруг себя проект «Школьный музей Победы».
«В этом году мы организовали конкурс «Школьный музей: взгляд в будущее», в результате которого инициировано более пятисот мероприятий по всей стране с охватом более восемнадцати тысяч школьников и педагогов», — поделился директор Музея Победы.
Всероссийский исторический депозитарий «Лица Победы» — один из флагманских проектов Музея Победы — также получил молодежное продолжение.
«Десятки школ по всей России вовлекают учеников в изучение истории страны, создавая интерактивные разделы «Лица Победы» героев своей школы. Современные ИТ-технологии и интерес ребят к интернет-проектам делают это увлекательным занятием», — сообщил Александр Школьник.
Еще один новый формат, который создает Музея Победы, — экскурсии «Дети — детям», в рамках которого экскурсоводами становятся сами ребята.
«Успешной практикой взаимодействия и привлечения молодежной аудитории можно назвать проведение форумов, фестивалей, флэшмобов. Это и слеты юных музейщиков, и исторический школьный форум «Сила в правде», который мы проводили в прошлом году, сейчас готовим Всероссийский съезд «Школьный музей Победы», — подчеркнул Александр Школьник.
«Фестиваль правильного кино», тоже придуманный нашей командой с расчетом на молодежную аудиторию, с большим успехом прошел в мае в Музее Победы. Следующим этапом стали показы в регионах России. В ряде музеев в новых регионах, которые подключились к проекту «Территория Победы», летом также были организованы показы», — добавил он.
Всероссийский патриотический конкурс детского и юношеского творчества «Журавли Победы» существует уже шесть лет. За эти годы более пяти тысяч сольных исполнителей, вокальных, хореографических и театральных коллективов со всей России приняли в нем участие.
«Музей Победы создал еще один популярный проект, который полностью ориентирован на детскую и молодежную аудиторию, — конкурс «Главные детские песни». В соцсетях «Главные детские песни» имеют миллионные просмотры. Мы его проводим при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и «Детского радио», — рассказал директор Музея Победы.
За два года было выпущено три музыкальных сборника, написанных лучшими современными авторами и исполненных талантливыми детьми. Один из клипов на песню «Плечо к плечу» был снят возле луганской школы, разрушенной в 2014 году. Песню исполнил детский хор в сопровождении Академического симфонического оркестра Луганской филармонии.
«По опыту нашего музея могу посоветовать плотнее работать с образовательными учреждениями, а также министерствами культуры и образования в ваших регионах. Чтобы патриотические мероприятия и акции разного уровня, а также внеклассные активности школьников и студентов проводились преимущественно на базе музеев», — отметил Александр Школьник.
«В идеале нам всем нужно стремиться, чтобы музейные пространства становились местом для творческого развития нашей молодежи, зоной отдыха и познания, где ребятам будет интересно провести время с друзьями и с семьей», — добавил он.
«Хочу поблагодарить департамент музеев и внешних связей Минкультуры России за поддержку наших проектов, в том числе ориентированных на молодежную аудиторию. Очень важно, когда смелые идеи команды музея совпадают с творческим взглядом наших коллег из Министерства. Тогда получается создать нечто уникальное и полезное для страны», — подчеркнул директор Музея Победы.
#ик