Икона кисти Андрея Рублева «Святая Троица» доставлена из храма Христа Спасителя в Реставрационный центр имени Грабаря.
В Центре Грабаря обеспечены ровно такие же условия хранения, как когда икона пребывала в Третьяковской галерее, — это постоянная температура 19 градусов, влажность 50 %, пояснила заведующая отделом по научно-методической работе и выставочной деятельности Центра Грабаря Елена Проханова.
Совет из ведущих специалистов в области изучения, сохранения и реставрация древнерусской живописи планирует принять решение о реставрации или консервации иконы до конца июля, сообщает ТАСС.
Икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым, была возвращена Русской православной церкви по поручению Президента РФ Владимира Путина в ответ на многочисленные просьбы православных верующих.
Считается, что икона была написана Андреем Рублевым (около 1370–1430) для Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад Московской области) по просьбе преподобного Никона Радонежского — ученика и второго после преподобного Сергия Радонежского игумена монастыря.
В основу иконы положен сюжет Ветхого Завета (книга Бытия, глава 18) о явлении праотцу Аврааму Господа в образе трех странников (ангелов) и последующей трапезе, приготовленной Авраамом и его женой Саррой. В христианской традиции явление трех мужей Аврааму понимается как прообраз Троичного Бога, Троицы.
На протяжении почти 500 лет икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1575 году икона была помещена в золотой оклад, преподнесенный Иваном Грозным, в 1600 году — в новую золотую ризу с драгоценными камнями, предоставленную Борисом Годуновым. При этом оклад Ивана Грозного был переложен на специально написанную копию иконы. Спустя два века для иконы был изготовлен серебряный золоченый оклад, который полностью закрывал доску, оставляя лишь лики и руки ангелов.
В 1929 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР «Святая Троица» была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Изначально предполагалось, что икона будет представлена на временной выставке древнерусского искусства, однако по организационным причинам она не состоялась. Третьяковская галерея оставила икону у себя, в 1930 году ей был присвоен постоянный инвентарный номер. В иконостас Троицкого собора поместили список, созданный Николаем Барановым.
С этого времени «Святая Троица» входила в собрание галереи. В 1941–1944 годах, во время Великой Отечественной войны, наряду с другими экспонатами Третьяковской галереи она находилась в эвакуации в Новосибирске.
«Святая Троица» написана яичной темперой на липовой доске, покрытой левкасом (замешенный на льняном масле меловой клей, позволяющий краске крепко держаться на деревянной основе).
Против передачи иконы церкви на постоянной основе возражали некоторые реставраторы и искусствоведы, указывая на то, что «Троица» может храниться только при особом температурно-влажностном режиме, а его несоблюдение грозит разрушением красочного слоя и в конечном итоге гибелью этого памятника искусства.
Ранее сообщалось, что к православному празднику Троицы из Государственной Третьяковской галереи в храм Христа Спасителя перевезли икону «Святая Троица» кисти Андрея Рублева.
Верующими людьми считают себя почти три четверти россиян (72 %).
В предметы начальных классов будут добавлены темы, связанные с духовными традиционными ценностями. В Русской православной церкви предложили поддерживать грантами проекты о семейных ценностях.
#ик