В Центральном военно-морском музее (ЦВММ) имени императора Петра Великого (г. Санкт-Петербург) открылась выставка, посвященная Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). В этом году отмечается ее 100-летие.
В экспозиции представлены модели кораблей, в частности, модель спасательного судна «Коммуна» — старейшего судна в составе отечественного ВМФ, водолазное снаряжение, фотографии и подлинные документы.
Специально для выставки творческая мастерская «Невский баталист» под руководством Д. А. Поштаренко изготовила многофигурную композицию «Одевание водолаза на палубе бота». Кроме того, в мастерской военных художников-маринистов ЦВММ А. А. Алешиным было создано живописное полотно «Подъем ЭПРОНом башни линкора «Свободная Россия».
Напомним, Экспедиция подводных работ специального назначения была создана приказом председателя ОГПУ при СНК СССР в 1923 году.
Первоначально перед ЭПРОНом была поставлена задача по поиску английского корабля «Принц», затонувшего в ноябре 1854 года во время Крымской войны под Балаклавой, однако очень скоро круг задач экспедиции расширился. В значительной степени ЭПРОНом также стал осуществляться подъем кораблей и судов, затонувших в период Первой мировой и Гражданской войн.
Экспедиция стала организацией всесоюзного масштаба: судоподъемные работы производились в бассейнах Черного, Азовского, Каспийского, Белого и Балтийского морей, а также на реках и озерах.
К началу Великой Отечественной войны экспедиция насчитывала более 3 тысяч человек и имела 28 спасательных судов и буксиров, а также понтонный парк из 200 стальных судоподъемных понтонов. В первый день войны совместным приказом народных комиссаров ВМФ и морского флота ЭПРОН был включен в состав Военно-Морского Флота и просуществовал в этом качестве до 2 июня 1942 года, после чего экспедиция была переименована в Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ.
Экспедиция подводных работ особого назначения оставила яркий след в истории отечественного судоподъема. Почти за двадцать лет своего существования ее специалистами были подняты 450 кораблей и транспортных судов, многие из которых были восстановлены. Весной 1942 года эпроновцы проложили по дну Ладожского озера бензопровод для снабжения топливом блокадного Ленинграда, говорится на сайте Министерства обороны России.
Ранее сообщалось, что в Ладожском озере дайверы начнут поиски затонувших кораблей периода Великой Отечественной. В ходе экспедиции будет впервые применен искусственный интеллект.
Кроме того, участники экспедиции «Наследие ладожских глубин» нашли на дне Ладожского озера затонувший корабль времен Великой Отечественной.
#ак